Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 N 188-О “Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Коми о проверке конституционности частей первой и второй статьи 112 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года “О государственных пенсиях в Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 декабря 1999 г. N 188-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ О ПРОВЕРКЕ

КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТЕЙ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТАТЬИ 112

ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 НОЯБРЯ 1990 ГОДА

“О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г. Морщаковой, судей Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В. Витрука, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“
предварительное изучение запроса Конституционного Суда Республики Коми,

установил:

1. В производстве Конституционного Суда Республики Коми находится жалоба гражданки О.А. Захаровой с требованием о проверке распоряжения Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 г. N 939-р на соответствие Конституции Республики Коми. Гражданка О.А. Захарова получает пенсию с учетом районного коэффициента, но в периоды с 13 октября по 1 декабря 1995 года и с 27 июня по 5 октября 1996 года, когда она работала, пенсия ей начислялась в соответствии с указанным распоряжением без учета районного коэффициента, чем, по мнению заявительницы, были нарушены ее конституционные права.

Распоряжение Совета Министров Республики Коми от 28 декабря 1993 г. N 939-р основано на положениях статьи 112 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“, согласно которым районные коэффициенты учитываются лишь при определении минимального и максимального размеров трудовых и социальных пенсий (части первая и вторая). На пенсии, превышающие минимальный размер, районный коэффициент не начисляется. Придя к выводу о том, что эти нормы ставят разные категории пенсионеров в неравное положение, а потому противоречат статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Республики Коми обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности частей первой и второй статьи 112 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 28 марта 1998 года “О внесении изменения и дополнения в статью 112 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“.

2. Установление размеров трудовых и социальных пенсий, пенсионных льгот, порядка их получения для различных категорий граждан зависит
прежде всего от финансовых возможностей государства и относится к исключительной компетенции законодателя (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

Размер пенсии исчисляется из полного заработка граждан, включая его повышение в соответствии с районным коэффициентом. В таком же порядке начислена пенсия гражданке О.А. Захаровой. Повышение на районный коэффициент минимальных размеров пенсий граждан имеет целью усиление социальной защиты пенсионеров, чей заработок крайне низок, а повышение максимальных размеров предусматривается для того, чтобы сохранить зависимость размера пенсии от размера заработка. Такой подход законодателя соответствует принципу справедливости и не затрагивает конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Решение же вопроса о том, какие нормы закона или иного правового нормативного акта подлежат применению в конкретном деле, в том числе в случае их возможного противоречия друг другу, относится к компетенции судов общей юрисдикции и не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, запрос Конституционного Суда Республики Коми не может быть признан допустимым.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Коми как не отвечающего критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации

Т.Г.МОРЩАКОВА

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Н.В.СЕЛЕЗНЕВ