Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 11.03.1996 N 6-О “Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Владимирской области о проверке конституционности Положения о дисциплинарной ответственности глав администраций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. N 828

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 марта 1996 г. N 6-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНАРНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГЛАВ АДМИНИСТРАЦИЙ, УТВЕРЖДЕННОГО

УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 7 АВГУСТА 1992 Г. N 828

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.А. Туманова, судей Э.М. Аметистова, М.В. Баглая, Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, В.Д. Зорькина, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, В.И. Олейника, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи О.С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ предварительное изучение запроса Законодательного Собрания Владимирской
области,

установил:

1. Законодательное Собрание Владимирской области обратилось в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности ряда норм Положения о дисциплинарной ответственности глав администраций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. N 828.

Названным актом установлена дисциплинарная ответственность глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов за неисполнение или ненадлежащее исполнение законов Российской Федерации, постановлений Верховного Совета Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, постановлений и распоряжений глав вышестоящих администраций в случаях, не влекущих применения административного или уголовного наказания, а также определен порядок привлечения к такой ответственности.

Заявитель считает, что нормы Положения, которые касаются дисциплинарной ответственности глав администраций районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов, противоречат статье 12 Конституции Российской Федерации, поскольку органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти.

Оспариваемый акт был принят в августе 1992 года. В настоящее время вопросы, связанные с ответственностью глав администраций районов, городов, районов в городах, поселков и сельских населенных пунктов, решаются Федеральным законом от 28 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. Согласно пункту 14 его статьи 4 регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. В статье 49 Закона определен порядок наступления ответственности должностных лиц местного самоуправления перед государством в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных
законов, устава муниципального образования. В статье 55 Закона Президенту, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено привести их правовые акты в соответствие с данным Законом (часть первая) и указано, что до такого приведения нормативные правовые акты в Российской Федерации применяются в части, ему не противоречащей (часть вторая).

Из изложенного следует, что нормы Положения, касающиеся дисциплинарной ответственности должностных лиц местного самоуправления (глав администраций районов, городов, районов в городах, поселков и сельских населенных пунктов), конституционность которых оспаривается в запросе, утратили силу и не действуют, в связи с чем согласно части второй статьи 43 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ производство по запросу в этой части подлежит прекращению.

2. Необходимость проверки конституционности Положения заявитель обосновывает также и тем, что, устанавливая дисциплинарную ответственность глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, оно не содержит каких-либо упоминаний о дисциплинарных полномочиях Президента Российской Федерации в отношении глав исполнительной власти (президентов и глав правительств) республик в составе Российской Федерации. Это, по мнению заявителя, свидетельствует о нарушении статьи 5 (часть 4) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Однако из содержания Указа Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. N 828 “Об утверждении Положения о дисциплинарной ответственности глав администраций“ следует, что этот акт распространяется лишь на тех глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации (глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга), которые назначены на должность Президентом Российской Федерации, и действует он только на период до избрания глав исполнительной
власти в этих субъектах и принятия соответствующего законодательного акта о дисциплинарной ответственности государственных служащих.

Установление дисциплинарной ответственности глав администраций и закрепление права Президента Российской Федерации привлекать к такой ответственности назначенных им лиц не противоречит принципу равноправия субъектов Российской Федерации, поскольку не отменяет равной ответственности всех глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации перед теми, кто наделил их соответствующими полномочиями, не изменяет конституционно-правового статуса субъектов и объема их компетенции и, следовательно, не нарушает их равноправия между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Таким образом, ссылка заявителя на статью 5 (часть 4) Конституции Российской Федерации необоснованна, в связи с чем у Конституционного Суда Российской Федерации нет основания для принятия запроса к рассмотрению (часть вторая статьи 36 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“).

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой, частью второй статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. В принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Владимирской области о проверке конституционности Положения о дисциплинарной ответственности глав администраций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 1992 г. N 828, отказать.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

Конституционный Суд

Российской Федерации