Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 14.04.1999 N 247п99пр Приговор по делу об убийстве и краже отменен, дело направлено на новое рассмотрение, так как суд при назначении наказания по совокупности преступлений ошибочно применил правила ст. 70 УК РФ, поскольку подсудимый был ранее судим, то суд должен был руководствоваться при назначении наказания по совокупности приговоров ст. 41 УК РСФСР, применив принцип поглощения наказаний, назначенных по совокупности преступлений.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 1999 г. N 247п99пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председателя - Лебедева В.М.

членов Президиума - Верина В.П., Вячеславова В.К., Жуйкова В.М., Каримова М.А., Меркушова А.Е., Петухова Н.А., Попова Г.Н., Радченко В.И., Свиридова Ю.А., Сергеевой Н.Ю.

рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Колмогорова В.В. на определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 1998 года в отношении С.

Приговором Приморского краевого суда от 8 мая 1998 года

С., 24 июля 1978 года рождения, судимый 20 сентября 1996 года по ст. 144 ч. 2 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы
условно, с испытательным сроком 3 года, -

осужден: по ст. 158 ч. 2 п. п. “б“, “в“, “г“ УК РФ к 3 годам лишения свободы; по ст. 105 ч. 2 п. п. “б“, “к“ УК РФ к 15 годам лишения свободы.

На основании ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, определено 17 лет лишения свободы.

В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного сложения наказаний окончательно определено 18 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Ему также назначено принудительное лечение от наркомании.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 октября 1998 года приговор суда изменен. На основании ст. 41 УК РСФСР по совокупности приговоров, назначенным наказанием по совокупности преступлений, предусмотренных п. п. “б“, “к“ ч. 2 ст. 105, п. п. “б“, “в“, “г“ ч. 2 ст. 158 УК РФ, в виде лишения свободы сроком на семнадцать лет поглощено наказание по приговору Уссурийского городского суда от 20 сентября 1996 года и окончательно к отбытию определено семнадцать лет лишения свободы. В остальной части приговор оставлен без изменения. В протесте поставлен вопрос об отмене определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ в отношении С. и направлении дела на новое кассационное рассмотрение в связи с неправильным применением закона.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Подминогина В.Н., выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И., поддержавшего протест. Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

приговором С. признан виновным в том, что, имея непогашенную и не снятую судимость за хищение чужого имущества, в период испытательного
срока в марте-апреле 1997 года совершил ряд краж чужого имущества с незаконным проникновением в жилище и причинением значительного ущерба гражданам.

Он же признан виновным в совершении 10 апреля 1997 года умышленного убийства Б. в связи с исполнением ею общественного долга, с целью скрыть другое преступление.

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы протеста, Президиум находит протест подлежащим удовлетворению.

Изменяя приговор. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ указала, что суд, при назначении наказания по совокупности преступлений, ошибочно применил правила ст. 70 УК РФ. Так как С. был ранее судим в 1996 году, то суд должен был руководствоваться, при назначении наказания по совокупности приговоров, ст. 41 УК РСФСР, применив принцип поглощения наказаний, назначенных по совокупности преступлений.

Однако, этот вывод Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ не основан на требованиях закона.

Как видно из материалов дела, преступления, за совершение которых С. осужден Приморским краевым судом, совершены им в марте и апреле 1997 года, то есть после введения в действие нового Уголовного кодекса.

В соответствии со ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

При новом кассационном рассмотрении. Судебной коллегии необходимо руководствоваться требованиями ст. ст. 9 и 70 УК РФ. Руководствуясь п. 2 ст. 378 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 1998 года в отношении С. отменить, дело направить на новое кассационное рассмотрение.