Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26.04.2000 N 220п2000 Приговор по делу о незаконном хранении и ношении огнестрельного оружия, об убийстве двух лиц и покушении на убийство изменен, осужденному смягчено наказание по п. “з“ ст. 102 УК РСФСР и ст. 15, п. “з“ ст. 102 УК РСФСР с учетом смягчающего обстоятельства - явки с повинной, в части осуждения по ч. 1 ст. 218 УК РСФСР действия осужденного переквалифицированы на ч. 1 ст. 222 УК РФ в связи с применением уголовного закона, смягчающего наказание.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 2000 г. N 220п2000

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председателя - Лебедева В.М.

членов Президиума - Верина В.П., Вячеславова В.К., Жуйкова В.М., Каримова М.А., Кузнецова В.В., Меркушова А.Е., Петухова Н.А., Попова Н.А., Попова Г.Н., Радченко В.И., Свиридова Ю.А., Сергеевой Н.Ю., Смакова Р.М.

рассмотрел дело по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Меркушова А.Е. на приговор Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 мая 1993 года, по которому

К., <...>, ранее не судим, -

осужден к лишению свободы: по ст. 102 п. “з“ УК РСФСР на 15 лет, по ст. ст. 15, 102 п. “з“ УК РСФСР на 14
лет, по ст. 218 ч. 1 УК РСФСР на 3 года.

На основании ст. 40 УК РСФСР по совокупности совершенных преступлений К. окончательно определено 15 лет лишения свободы с отбыванием первых пяти лет в тюрьме, последующих 10 лет - в исправительно-трудовой колонии усиленного режима, с исчислением срока наказания с 9 октября 1992 года.

По делу разрешен гражданский иск и решена судьба вещественных доказательств.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 1993 года приговор изменен. Назначенное К. наказание в виде лишения свободы определено отбывать: первые пять лет в тюрьме, оставшийся срок - в исправительно-трудовой колонии общего режима. В остальном приговор оставлен без изменения.

Постановлением Чистопольского городского суда Республики Татарстан от 27 декабря 1995 года тюремный режим содержания заменен К. исправительно-трудовой колонией общего режима.

Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы от 10 сентября 1999 года из приговора Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 мая 1993 года в отношении К. исключено указание о признании отягчающим ответственность обстоятельством совершения им преступления в состоянии алкогольного опьянения.

В протесте поставлен вопрос об изменении состоявшихся по делу судебных решений и смягчении К. назначенного наказания.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Мещерякова Д.А., заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И., полагавшего, что протест подлежит удовлетворению, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

К. осужден за незаконное хранение с 1988 года и ношение огнестрельного оружия - мелкокалиберной винтовки и боеприпасов к нему, за умышленное убийство двух лиц и покушение на умышленное убийство.

22 сентября 1988 года К., встретив в поле у деревни Софьино Ф., с которой у него сложились неприязненные отношения,
с целью убийства произвел в нее выстрел из винтовки, а затем, войдя в дом И-ных, также на почве личных неприязненных отношений произвел по одному выстрелу в супругов И-ных.

От полученных огнестрельных ранений Ф. и И. скончались на месте происшествия, а И. были причинены тяжкие телесные повреждения.

И. удалось схватить ствол винтовки и отвести его от себя, а затем вытолкнуть осужденного за дверь.

Президиум находит, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Вина осужденного в совершении указанных действий материалами дела установлена.

Вывод суда о доказанности вины основан на всесторонне исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре доказательствах.

Сам осужденный не отрицал своей вины.

Действиям К. дана правильная юридическая квалификация.

Вместе с тем приговор и кассационное определение подлежат изменению в части назначенного осужденному наказания.

Из материалов дела видно, что К. после совершения преступлений с места происшествия скрылся. Находясь в розыске, он скрывался от органов милиции в течение четырех лет (с 1988 по 1992 г.) В связи с этим возбужденное уголовное дело в отношении К. 22 апреля 1989 года было приостановлено (том 2 л.д. 178 - 179). Из обвинительного заключения видно, что К. 9 октября 1992 года добровольно явился с повинной в правоохранительные органы, изложил обстоятельства совершенных им преступлений, что способствовало раскрытию данных преступлений. В соответствии со ст. 10 УК РФ уголовный закон, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание.

В соответствии со ст. 62 УК РФ при явке с повинной назначенное осужденному наказание не может
превышать трех четвертей максимального срока, предусмотренного за наиболее тяжкое совершенное им преступление

Кроме того, в соответствии со ст. 66 ч. 3 УК РФ размер наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса за оконченное преступление. Суд, учтя явку с повинной как смягчающее ответственность обстоятельство, назначил К. по ст. 102 п. “з“ УК РСФСР 15 лет лишения свободы, а по ст. ст. 15, 102 п. “з“ УК РСФСР - 14 лет лишения свободы.

Кроме того в соответствии со ст. 380 УПК РСФСР Президиум считает необходимым переквалифицировать действия К. ст. ст. 218 ч. 1 УК РСФСР на ст. 222 ч. 1 УК РФ.

При таких обстоятельствах с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность осужденного, указанных в приговоре, - он молод, ранее не судим, имеет на иждивении несовершеннолетнюю дочь, характеризуется посредственно, а также с учетом положительной характеристики осужденного по месту отбывания им наказания (имеет 13 поощрений, переведен на облегченные условия содержания) Президиум находит возможным смягчить назначенное К. наказание.

Руководствуясь п. 5 ст. 378 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

приговор Верховного Суда Республики Башкортостан от 28 мая 1993 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 1993 года в отношении К. изменить, смягчить назначенное ему наказание по ст. 102 п. “з“ УК РСФСР до 11 лет лишения свободы, по ст. ст. 15, 102 п. “з“ УК РСФСР - до 8 лет лишения свободы.

Переквалифицировать действия К. со ст. 218 ч. 1 УК РСФСР на ст. 222 ч. 1
УК РФ по которой назначить 2 года лишения свободы.

На основании ст. 40 УК РСФСР по совокупности совершенных преступлений, предусмотренных ст. ст. 102 п. “з“, 15, 102 п. “з“ УК РСФСР и ст. 222 ч. 1 УК РФ, применив принцип поглощения наказаний, окончательно назначить К. 11 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

В остальном судебные решения оставить без изменения.