Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 05.05.1999 N 456п99пр Приговор по уголовному делу о разбое, похищении важных личных документов изменен, в части осуждения виновного по ч. 2 ст. 325 УК РФ отменен, производство по делу прекращено за истечением сроков давности, смягчено наказание, назначенное по п. п. “а“, “е“ ст. 102 УК РСФСР, так как срок наказания при признании осужденного заслуживающим снисхождения не должен превышать двух третей от максимального срока наказания, установленного санкцией соответствующей статьи УК.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 мая 1999 г. N 456п99пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председателя - Радченко В.И.

Членов Президиума - Жуйкова В.М., Кузнецова В.В., Меркушова А.Е., Петухова Н.А., Попова Г.Н., Сергеевой Н.Ю.

рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации В.В. Колмогорова на приговор суда присяжных Ульяновского областного суда от 4 июня 1997 года, по которому

К.Е., <...>, ранее судимый 19 августа 1996 года по ч. 1 ст. 196 УК РСФСР к 1 году лишения свободы, -

осужден по п. п. “б“, “в“, “д“ ч. 2 ст. 146 УК РСФСР с применением ст. 43 УК РСФСР к 5 годам 11 месяцам
лишения свободы с конфискацией имущества, по ч. 2 ст. 325 УК РФ с применением ст. 43 УК РСФСР к 1 месяцу исправительных работ по месту работы с удержанием в доход государства 10% заработка, по п. п. “а“, “е“ ст. 102 УК РСФСР к 14 годам лишения свободы с конфискацией имущества. На основании ч. 1 ст. 40 УК РСФСР назначено 14 лет лишения свободы с конфискацией имущества. В соответствии с ч. 3 ст. 40 УК РСФСР назначенным наказанием поглощено не отбытое наказание по предыдущему приговору и окончательно определено к отбытию 14 лет лишения свободы с конфискацией имущества в исправительной колонии общего режима.

По этому делу осужден по п. п. “б“, “д“ ч. 2 ст. 146 УК РСФСР З.С., протест в отношении которого не принесен.

Определением кассационной палаты Верховного Суда Российской Федерации от 28 августа 1997 года приговор оставлен без изменения.

В протесте поставлен вопрос о смягчении наказания, назначенного К.Е. по п. п. “а“, “е“ ст. 102 УК РСФСР, до 10 лет лишения свободы.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Морозова Е.И. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., поддержавшего протест,

Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

согласно вердикту коллегии присяжных заседателей и основанному на нем приговору суда, К.Е. признан виновным в следующих преступлениях, совершенных в г. Ульяновске при таких обстоятельствах.

В августе 1995 года К.Е. решил убить К.И., проникнуть в его квартиру и совершить хищение имущества.

16 августа 1995 года он, вместе с З.С., пришел к дому К.И. и стал наблюдать за его квартирой. Около 24 часов, К.Е. встретил К.И. в парке и нанес ему с целью
убийства несколько ударов ножом. Когда потерпевший упал, З.С. с целью завладения имуществом К.И. напал на него и трижды ударил ножом в спину, причинив легкие телесные повреждения с расстройством здоровья, а затем нанес несколько ударов ножом по телу. От причиненных К.Е. телесных повреждений К.И. скончался на месте происшествия.

После этого К.Е. и З.С. взяли у пострадавшего ключи, проникли в его квартиру, откуда похитили 4500000 рублей, 100 долларов США, золотую печатку, облигацию, акции “Гермес-Союза“, спиртные напитки и пульт дистанционного управления с автомобильной сигнализацией.

Кроме того, К.Е. из квартиры похитил паспорт, водительское удостоверение, охотничий билет, разрешение на ношение газового оружия, доверенность на пользование автомашиной на имя К.И.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит протест подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 65 УК РФ, срок или размер наказания лицу, признанному присяжными заседателями виновным в совершении преступления, но заслуживающим снисхождения, не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Если соответствующей статьей предусмотрены смертная казнь или пожизненное лишение свободы, эти виды наказаний не применяются.

Данное требование закона по настоящему делу судом не выполнено.

Из вердикта коллегии присяжных заседателей усматривается, что К.Е. признан виновным в умышленном убийстве, но заслуживающим снисхождения за данное преступление.

Председательствующим судьей назначено К.Е. за данное преступление исчислимое наказание, т.е. имеющие срок и размер, в виде 14 лет лишения свободы. Однако при его определении не учтены положения, содержащиеся в ч. 1 ст. 65 УК РФ, о том, что срок наказания при признании осужденного заслуживающим снисхождения не должен превышать двух третей от максимального срока наказания, установленного санкцией соответствующей статьи УК.

В данном случае срок
наказания, назначенного К.Е. по п. п. “а“, “е“ ст. 102 УК РСФСР, не должен превышать 10 лет лишения свободы, что составляет две трети от 15 лет лишения свободы, являющихся максимальным сроком для данного вида наказания, предусмотренного санкцией указанного закона.

Таким образом, наказание, назначенное осужденному за умышленное убийство, подлежит смягчению до 10 лет лишения свободы.

Кроме того, согласно ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу.

Согласно ст. 15 УК РФ, совершенное К.Е. преступление, подпадающее под признаки ч. 2 ст. 325 УК РФ, отнесено законом к категории небольшой тяжести, срок давности по которой на основании ст. 78 УК РФ составляет два года.

Из материалов дела усматривается, что К.Е. совершил указанное преступление 16 августа 1995 года и на момент рассмотрения дела в кассационной инстанции 28 августа 1997 года истекли предусмотренные законом сроки давности за его совершение.

При таких обстоятельствах приговор и кассационное определение в части осуждения К.Е. по ч. 2 ст. 325 УК РФ подлежат отмене с прекращением дела производством в силу п. 3 ст. 5 УПК РСФСР.

Руководствуясь п. 5 ст. 378 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

приговор суда присяжных Ульяновского областного суда от 4 июня 1997 года и определение кассационной палаты Верховного Суда Российской Федерации от 28 августа 1997 года в отношении К.Е. изменить, смягчить ему наказание, назначенное по п. п. “а“, “е“ ст. 102 УК РСФСР, до 10 лет лишения свободы. Те же судебные решения в части осуждения К.Е. по ч. 2 ст. 325 УК РФ отменить и дело производством прекратить в
силу п. 3 ст. 5 УПК РСФСР. На основании ч. 1 ст. 40 УК РСФСР путем поглощения менее строгого наказания более строгим назначить ему по совокупности преступлений 10 лет лишения свободы. В соответствии с ч. 3 ст. 40 УК РСФСР данным наказанием поглотить наказание, не отбытое по предыдущему приговору, и окончательно определить К.Е. 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

В остальном судебные решения оставить без изменения.