Решения и определения судов

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 07.05.1996 N 3 “О применении параграфа 57 Правил эксплуатации железнодорожных подъездных путей

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 7 мая 1996 г. No. 3

О ПРИМЕНЕНИИ ПАРАГРАФА 57 ПРАВИЛ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПОДЪЕЗДНЫХ ПУТЕЙ

Уставом железных дорог СССР, который действует на территории Российской Федерации, Министерству путей сообщения СССР было предоставлено право утверждать по согласованию с бывшим Государственным арбитражем СССР Правила перевозок грузов.

Министерством путей сообщения 16 декабря 1968 года в установленном порядке были утверждены Правила эксплуатации железнодорожных подъездных путей. В эти Правила Министерство по согласованию с Государственным арбитражем СССР 17.02.87 внесло изменения. В частности, параграф 57 этих Правил принят в иной редакции.

В новой редакции указано: “При задержке вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку,
перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного подъездного пути, а также при задержке подачи порожних специальных вагонов под погрузку грузов, предусмотренных планом и заявкой, по причинам, зависящим от грузоотправителя, на каждый случай задержки составляется акт общей формы с включением в него всех вагонов, находящихся на станции в момент задержки.

Случаем задержки считается невозможность подачи железной дорогой вагонов в срок, установленный договором...“.

“...На основании этого акта дорога определяет вагоно-часы задержки и сумму штрафа, причитающегося с грузоотправителя, грузополучателя или ветвевладельца. При подаче вагонов к грузовым фронтам локомотивом железной дороги и досрочном освобождении следующих групп с ликвидацией допущенного перепростоя ранее поданной группы вагонов, по которой начислен штраф за простой задержанных на станции вагонов, делается отметка о погашении допущенного перепростоя при последующих подачах, и штраф за простой вагонов по этому акту не взыскивается. Вагоны, учитываемые по указанным актам, в ведомости подачи и уборки вагонов и ведомости безномерного учета простоя вагонов на подъездные пути не включаются“.

В этой связи при рассмотрении споров, связанных с обратным взысканием списанного дорогой штрафа за простой вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, арбитражным судам следует руководствоваться параграфом 57 указанных выше Правил в редакции 1987 года, а не пунктом 29 Инструктивных указаний Госарбитража СССР No. И-1-14 “О практике разрешения споров, возникающих при заключении и исполнении договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов“.

Названные Инструктивные указания изданы 31 мая 1976 года до внесения изменений в параграф 57 Правил эксплуатации железнодорожных подъездных путей.

В соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований. Следовательно, истец, предъявляя иск об обратном взыскании неосновательно списанных (по его мнению) дорогой сумм штрафа за простой вагонов, задержанных на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, должен представить доказательства необоснованности такого списания.

Доказательствами, в частности, могут быть: ведомости подачи и уборки вагонов или ведомости безномерного учета, уведомление о прибытии вагонов, акты общей формы о простое вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, в которые включаются все вагоны одной партии, о прибытии которых дорога известила грузополучателя, уведомления о готовности вагонов к уборке, документы о времени уборки этих вагонов с подъездного пути, о времени подачи задержанных на станции вагонов и другие.

Решения об удовлетворении или отклонении иска следует выносить после всестороннего, полного и объективного исследования представленных сторонами доказательств, подтверждающих или опровергающих вину грузополучателя в простое вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на подъездной путь.

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф. ЯКОВЛЕВ