Решения и определения судов

Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.1999 N 5318/98 по делу N А60-12/98-С5 Субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные в любой организационно - правовой форме и относившиеся к категории малых предприятий до введения в действие закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ“, пользуются льготами, установленными для субъектов малого предпринимательства, в полном объеме и в течение сроков, определенных действующим законодательством до введения в действие названного закона.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 1999 г. No. 5318/98

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 13.02.98, постановление апелляционной инстанции от 31.03.98 Арбитражного суда Свердловской области по делу No. А60-12/98-С5 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.06.98 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Югорская строительная компания“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Новоуральску Свердловской области о признании недействительным ее решения от 27.11.97 No. 30-01/445 в части взыскания с истца финансовых
санкций на общую сумму 4724107500 рублей.

Решением от 13.02.98 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 31.03.98 решение суда оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 09.06.98 оставил решение и постановление без изменения.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается указанные судебные акты изменить в связи с неправильным применением норм материального права.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Государственная налоговая инспекция по городу Новоуральску Свердловской области в результате проверки соблюдения налогового законодательства обществом с ограниченной ответственностью “Югорская строительная компания“ установила и указала в акте проверки от 05.11.97 No. 2901/508, что общество в течение 1996 года при расчетах с подрядчиками собственными простыми векселями завысило сумму налога на добавленную стоимость, относимую на возмещение из бюджета, в связи с чем занизило налог на добавленную стоимость на 1215333300 рублей, а в I полугодии 1997 года в результате неправомерного использования льготы для малых предприятий несвоевременно представляло в госналогинспекцию подекадные отчеты по налогу на добавленную стоимость, несвоевременно его уплачивало и не доплатило 34708000 рублей налога на прибыль.

Решением от 27.11.97 No. 30-01/445 госналогинспекция применила к истцу финансовые санкции в виде взыскания 1215333300 рублей налога на добавленную стоимость за неучтенный объект налогообложения, штрафа в той же сумме, 1224823700 рублей пеней, 275630000 рублей штрафа за несвоевременное представление отчетов по налогу на добавленную стоимость, 758279200 рублей пеней по несвоевременным декадным налоговым платежам и 34708000 рублей дополнительных платежей по налогу на прибыль.

Отказывая в иске в части, касающейся применения истцом налоговой льготы, суд исходил из того, что ООО “Югорская строительная компания“ с вступлением в
законную силу Федерального закона от 14.06.95 No. 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ перестало относиться к категории малых предприятий и поэтому обязано было начиная со II квартала 1996 года ежедекадно представлять в налоговую инспекцию расчет по налогу на добавленную стоимость, а с 23.03.97 - уплачивать налог на прибыль и подекадно производить уплату авансовых взносов в бюджет по указанным налогам.

Однако выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.

Судом установлено, что ООО “Югорская строительная компания“ как малое предприятие в строительстве было зарегистрировано 22.03.95 на основании пункта 3 постановления Совета Министров РСФСР от 18.07.91 No. 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР“, поскольку среднесписочная численность его работающих не превышала 200 человек.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.05.93 No. 446 “О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ малым предприятиям предоставлялась льгота в форме предоставления отчетности по налогу на добавленную стоимость один раз в квартал.

Соответствующие изменения были внесены в пункт 29“б“ инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 09.12.91 No. 1 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“ (с изменениями и дополнениями от 16.03.94 No. 4), которая обязала малые предприятия производить расчеты с бюджетом по данному налогу один раз в квартал.

Пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ (с изменениями и дополнениями от 01.04.96 No. 25-ФЗ) установлено, что предприятия, отнесенные Федеральным законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ к малым предприятиям, уплачивают налог ежеквартально.

Согласно пункту 12 Указа Президента Российской Федерации от
22.12.93 No. 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных уровней“ малые предприятия освобождены от уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль.

С учетом этой правовой нормы внесены соответствующие изменения в пункт 31 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 06.03.92 No. 4 (с изменениями и дополнениями от 27.04.94 No. 8) “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“.

Измененные статьей 3 Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ условия определения статуса малого предприятия, устанавливающие на предприятиях в строительстве предельную среднесписочную численность работающих не более 100 человек, не повлияли на правовое положение истца как налогоплательщика, обладающего налоговой льготой в проверяемый период.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 названного Федерального закона порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. В случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Статьей 22 того же Федерального закона предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные в любой организационно - правовой форме и относившиеся к категории малых предприятий до введения в действие настоящего Федерального закона, пользуются льготами, установленными для субъектов малого предпринимательства, в полном объеме и в течение сроков, определенных действующим законодательством до введения в действие настоящего Федерального закона.

Федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ вступил
в силу 14.06.95.

Следовательно, на ООО “Югорская строительная компания“ как на лицо, зарегистрированное до указанного срока в качестве малого предприятия (22.03.95), переходное положение распространяется в полном объеме, и оно вправе пользоваться налоговыми льготами, которые были применимы к нему до введения в действие Федерального закона, изменившего условия отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых предприятий.

Поскольку истец представлял отчетность в налоговый орган и уплачивал налог на добавленную стоимость один раз в квартал правомерно и был освобожден от уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, госналогинспекция применила к нему финансовые санкции в этой части необоснованно.

Что касается применения финансовой ответственности за неучет объекта обложения налогом на добавленную стоимость по расчетам простыми векселями, то она возложена на истца в соответствии с законодательством.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

решение от 13.02.98, постановление апелляционной инстанции от 31.03.98 Арбитражного суда Свердловской области по делу No. А60-12/98-С5 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 09.06.98 по тому же делу в части отказа в признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по городу Новоуральску Свердловской области от 27.11.97 No. 30-01/445 о применении к обществу с ограниченной ответственностью “Югорская строительная компания“ финансовых санкций в виде взыскания 275279200 рублей штрафа за несвоевременное представление отчетов по налогу на добавленную стоимость, 758279200 рублей пеней за несвоевременное внесение в бюджет налоговых платежей и 34708000 рублей дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из доплат по налогу на прибыль, отменить. Иск общества с ограниченной ответственностью “Югорская строительная компания“ в этой части удовлетворить.

В остальной части указанные судебные акты
оставить без изменения.

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф.ЯКОВЛЕВ