Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.10.2004 N А26-3214/04-210 Суд правомерно признал недействительным решение ИМНС об отказе обществу в возврате излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств, поскольку материалами дела подтверждается излишняя уплата данного налога, исчисленного на основании ставок, установленных субъектом РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2004 года Дело N А26-3214/04-210“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Морозовой Н.А., при участии от открытого акционерного общества “Валдайлес“ Бушмакина Д.В. (доверенность от 17.03.04), рассмотрев 28.09.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.06.04 по делу N А26-3214/04-210 (судья Гарист С.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Валдайлес“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам N 2 по Республике Карелия (далее - Инспекция) от 26.01.04 N 14/08.

Решением суда от 04.06.04 заявленные Обществом требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 04.06.04, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О не предусмотрен иной порядок вступления его в силу, а следовательно, согласно положениям Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“ пункт 5 статьи 6 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (далее - Закон “О фондах“), предусматривавший возможность установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств в повышенном размере, а также основанные на этой норме положения законов субъектов Российской Федерации утрачивают силу и не подлежат применению только с 10.04.02.

Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Общества, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить судебный акт без изменения.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела, Общество 14.11.03 направило в налоговый орган уточненные декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2001 - 2002 годы, согласно которым оно излишне уплатило 104946 руб. 75 коп. налога в 2001 и 192465 руб. 86 коп. в 2002 году.

В ходе камеральной проверки уточненных деклараций Инспекция сделала вывод о неправильном исчислении Обществом налога с владельцев транспортных средств в уточненных декларациях,
поскольку до 10.04.02 используются ставки налога, предусмотренные статьей 7 Закона Республики Карелия от 30.12.99 N 384-ЗРК “О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ (далее - Закон Республики Карелия), в связи с чем в докладной записке налогового органа от 06.01.04 N 01/08 предложено доначислить налогоплательщику 96834 руб. 75 коп. и 192465 руб. 86 коп. налога за 2001 год и 2002 год соответственно.

Решением от 26.01.04 N 14/08 Инспекция отказала в привлечении Общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и возвратила ему 192465 руб. 86 коп. излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2002 год. В пункте 2 решения Инспекция предложила налогоплательщику уплатить 96834 руб. 75 коп. доначисленного налога за 2001 год.

Общество 03.02.04 обратилось в Инспекцию с просьбой возвратить 104946 руб. 75 коп. переплаты по налогу с владельцев транспортных средств за 2001 год, ссылаясь на определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 104-О и 107-О.

Решением от 02.03.04 N 45/08 Инспекция со ссылкой на положения статьи 109 НК РФ отказала в привлечении Общества к ответственности и предложила ему уплатить 8112 руб. доначисленного налога за 2001 год. При этом налоговый орган сделал вывод о том, что при исчислении налога с владельцев транспортных средств до 10.04.02 используются ставки, предусмотренные статьей 7 Закона Республики Карелия.

Общество не согласилось с решением от 26.01.04 N 14/08 и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал на то, что с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и
от 30.01.01 положения пункта 5 статьи 6 Закона “О фондах“, предусматривающие возможность установления законами субъектов Российской Федерации повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных в названном Законе, а также положения Закона Республики Карелия об установлении повышенных ставок не подлежат применению.

Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.

В пункте 1 статьи 6 Закона “О фондах“ установлены ставки (размеры) налога с владельцев транспортных средств.

При этом согласно пункту 5 названной статьи увеличение ставок налога относительно ставок, указанных в этой статье, связанное с изменением уровня цен и заработной платы, или полное освобождение отдельных категорий граждан, предприятий, организаций и учреждений от уплаты налога осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Карелия установлены повышенные ставки налога относительно ставок, определенных пунктом 1 статьи 6 Закона “О фондах“.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.02 N 104-О признал, что положение пункта 5 статьи 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01.

Согласно статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие
были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.01 положения пункта 5 статьи 6 Закона “О фондах“, предусматривающие возможность установления законами субъектов Российской Федерации повышенных ставок налога с владельцев транспортных средств относительно ставок, определенных в названном законе, а также положения Закона Республики Карелия об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами.

Из материалов дела следует, что на момент подачи Обществом заявления о возврате излишне уплаченного налога предусмотренный пунктом 8 статьи 78 НК РФ срок не истек.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 04.06.04 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.06.04 по делу N А26-3214/04-210 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

МОРОЗОВА Н.А.