Решения и определения судов

Постановление Президиума ВАС РФ от 29.02.2000 N 2459/99 Постановление таможенного органа о нарушении таможенных правил признано недействительным правомерно, так как привлеченное им к ответственности акционерное общество не совершало противоправных действий, посягающих на установленный порядок таможенного оформления и исчисления таможенных платежей.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 февраля 2000 г. No. 2459/99

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 02.12.98, постановление апелляционной инстанции от 21.01.99 Арбитражного суда Брянской области по делу No. 5046/14 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.03.99 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество “Брянскресурсы“ обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Брянской таможне о признании недействительным ее постановления по делу о нарушении таможенных правил от 21.07.98 No. 17200-3103/98.

Решением от 02.12.98 в удовлетворении искового требования отказано по мотиву пропуска
срока, установленного статьей 371 Таможенного кодекса Российской Федерации, для обжалования акта таможенного органа в суд.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.01.99 решение отменено. Спор рассмотрен по существу и в удовлетворении иска отказано со ссылкой на подтверждение факта нарушения таможенного законодательства при декларировании импортного товара.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 23.03.99 постановление апелляционной инстанции оставил без изменения.

В протесте Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается состоявшиеся по настоящему делу судебные акты отменить, исковое требование удовлетворить.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, с апреля по сентябрь 1996 года ОАО “Брянскресурсы“ в соответствии с договором от 05.04.96 No. 17/96, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью “Продимекс Шугар“ на оказание услуг по декларированию и хранению товара, выступало декларантом по ввозимому с Украины сахару - песку по 131 грузовой таможенной декларации. При этом декларантом к таможенному оформлению были представлены сертификаты о происхождении товара формы СТ-1, выданные Торгово - промышленной палатой Украины и подтверждающие украинское происхождение товара, на основании чего в графе 16 грузовых таможенных деклараций товар был заявлен как происходящий из государства Украина. Так как Украина является участницей Соглашения о создании зоны свободной торговли, это служило основанием для освобождения товара от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.

При проведении Брянской таможней в марте 1998 года проверки финансово - хозяйственной деятельности ОАО “Брянскресурсы“ по вопросам, связанным с осуществлением импортных операций и исполнением таможенного законодательства в 1996 году, было установлено, что упомянутые сертификаты о происхождении товара не соответствуют действительности. Эти документы были выданы на сахар, полученный из сахара - сырца,
странами происхождения которого являлись Бразилия, Куба, Доминиканская Республика, Таиланд.

В связи с этим обстоятельством таможней вынесено постановление по делу о нарушении таможенных правил от 21.07.98 No. 17200-3103/98, в соответствии с которым ОАО “Брянскресурсы“ привлечено к ответственности по статье 282 Таможенного кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов суммы неуплаченных таможенных платежей.

При вынесении постановления таможенный орган исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав правительств государств - участников СНГ от 24.09.93 (с последующими изменениями), страной происхождения товара считается государство, где этот товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке.

Согласно пункту 5 названных правил под достаточной понимается такая переработка, когда изменение товарной Ф.И.О. любого из первых четырех знаков приводит к изменению классификационного кода товара.

Из главы 17 Товарной номенклатуры внешней экономической деятельности СНГ “Сахар и кондитерские изделия из сахара“ следует, что сахар - сырец и сахар белый имеют классификационные коды, Ф.И.О. первых четырех знаков, а поэтому спорный товар нельзя считать подвергнутым достаточной переработке и происходящим с территории Украины, в связи с чем преференциальный режим к нему не применим.

Между тем о недостоверности сертификатов акционерному обществу “Брянскресурсы“ не было известно и его действия по заявлению в таможенных декларациях сведений об украинском происхождении сахара были основаны на подлинных документах, выданных уполномоченным органом Украины и заводом - изготовителем.

Согласно статье 31 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе“, а также пунктам 18 и 19 Правил определения страны происхождения товаров в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения
товара, таможенные органы вправе обратиться к уполномоченным организациям, выдавшим сертификат, или к другим компетентным организациям страны, указанной в качестве страны происхождения товара, с просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.

Как видно из материалов дела, при таможенном оформлении сахара на день его ввоза на территорию Российской Федерации у Брянской таможни не имелось сомнений в достоверности сертификатов и сведений о стране происхождения товара и никаких дополнительных действий по проверке этих сведений ею не предпринималось.

О недействительности сертификатов таможне стало известно из письма Торгово - промышленной палаты Украины от 08.12.97 No. 6604-5/2526, полученного по ее запросу от 18.09.97 No. 07-10/18051, то есть по истечении более чем годичного срока после таможенного оформления товара.

При таких обстоятельствах следует признать, что ОАО “Брянскресурсы“ не совершало противоправных действий, посягающих на установленный порядок таможенного оформления и исчисления таможенных платежей, за которые оно могло быть привлечено к административной ответственности.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

решение от 02.12.98, постановление апелляционной инстанции от 21.01.99 Арбитражного суда Брянской области по делу No. 5046/14 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.03.99 по тому же делу отменить.

Признать недействительным постановление Брянской таможни по делу о нарушении таможенных правил от 21.07.98 No. 17200-3103/98.

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф.ЯКОВЛЕВ