Постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.1999 N 6417/98 по делу N 27/6 Поскольку финансирование распорядителей бюджетных средств производится через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства, следует проверить у каждого должника наличие денежных средств на лицевом счете на момент списания долгов; если денежных средств на счете нет, то эти средства не могут быть списаны без согласия казначейства.
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 1999 г. No. 6417/98
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.03.98 по делу No. 27/6 и постановление Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 17.06.98 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - казначейство) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Центральному банку Российской Федерации в лице Национального банка Кабардино-Балкарской Республики (далее - национальный банк) о взыскании 712003 рублей 40 копеек, списанных в безакцептном порядке с балансового счета “Средства федерального бюджета“ истца.
Решением от 25.03.98 исковые требования удовлетворены.
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа постановлением от 17.06.98 отменил решение в отношении взыскания государственной пошлины в связи с освобождением ответчика от ее уплаты.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается судебные акты в части взыскания основной суммы отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В связи с переходом на финансирование расходов федерального бюджета через лицевые счета распорядителей бюджетных средств, открытые в органах федерального казначейства, с декабря 1997 года бюджетные счета ряда организаций были переданы Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике. Картотеки неоплаченных расчетных документов к этим счетам переданы Национальному банку Кабардино-Балкарской Республики, в котором находится бюджетный счет казначейства, как это предусмотрено пунктом 1.6 письма Министерства финансов Российской Федерации от 05.05.97 No. 36н и Центрального банка Российской Федерации от 11.04.97 No. 433а “О порядке расчетно - кассового обслуживания счетов органов федерального казначейства в условиях финансирования распорядителей бюджетных средств через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства“.
В соответствии с пунктом 1.1 названного письма органы федерального казначейства осуществляют операции по расходованию средств федерального бюджета, выделенных для распорядителей бюджетных средств, с открытых этим органам лицевых счетов в учреждениях Банка России.
В связи с указанным между головным расчетно - кассовым центром в городе Нальчике национального банка и казначейством 02.12.97 был заключен договор банковского счета и клиенту открыт бюджетный счет.
Расчетно - кассовый центр 04.02.98 в безакцептном порядке списал с балансового счета “Средства федерального бюджета“ казначейства 712003 рубля 40 копеек во исполнение платежных документов за 1995 - 1997 годы, акцептованных должниками, но не оплаченных и переданных в картотеку No. 2.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из следующего. Списанная со счета казначейства сумма составляет долги Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики за коммунальные услуги и платежи в бюджет. При проведении расчетов этого министерства с федеральным бюджетом вошла в зачет сумма 8500000 рублей, в связи с чем числящаяся в картотеках задолженность погашена к 28.02.98.
К данному выводу суд пришел при отсутствии достаточных доказательств. В деле имеется лишь ксерокопия письма Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики (не заверенная в установленном порядке) от 24.02.98 No. 01-15/169. Никаких других документов в отношении зачета суд не исследовал и не указал, на основании каких доказательств он установил, что зачет завершен к 28.02.98.
Из ведомостей и актов приема - передачи лицевых счетов и неоплаченных документов из расчетно - кассового центра в казначейство следует, что должниками в пределах списанной суммы являлось не только Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, но и Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по земельным ресурсам и землеустройству. В списке должников по картотеке No. 2 значится также Министерство внешних сношений Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике. Эти обстоятельства судом не исследованы.
Поскольку финансирование распорядителей бюджетных средств производится через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства, суду следует проверить у каждого должника - распорядителя бюджетных средств - наличие денежных средств на лицевом счете на момент списания долгов.
Если средства на лицевых счетах должников по акцептованным платежным поручениям имеются, то списание сумм расчетно - кассовым центром произведено обоснованно. Если денежных средств на лицевых счетах должников нет, то эти средства являются обезличенными, так как отражены только на балансовом счете казначейства и не могут быть списаны без его согласия.
В отношении денежных средств, необоснованно списанных без согласия казначейства, суду необходимо проверить, вошла ли эта сумма в зачет при проведении Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики расчетов с федеральным бюджетом.
Кроме того, суд при принятии решения исходил из условий договора банковского счета от 28.11.97, несмотря на то что он подписан с протоколом разногласий и не может быть признан заключенным в соответствии со статьями 432, 433 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.03.98 по делу No. 27/6 и постановление Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 17.06.98 по тому же делу в отношении взыскания 712003 рублей 40 копеек отменить. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики.
В остальной части постановление кассационной инстанции оставить без изменения.
И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ