Решения и постановления судов

Постановление Президиума ВАС РФ от 06.08.1996 N 2092/96 по делу N 10/3 Дело по иску о признании недействительным решения налоговой инспекции в части доначисленных сумм налога на добавленную стоимость и спецналога направлено на новое рассмотрение в связи с недостаточно полным исследованием судом обстоятельств дела.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 августа 1996 г. No. 2092/96

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 19.02.96, постановление апелляционной инстанции от 21.03.96 Арбитражного суда Тюменской области и постановление Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 08.05.96 по делу No. 10/3.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Индивидуальное частное предприятие “Тюменьдортранс“, преобразованное в общество с ограниченной ответственностью “Корпорация “Тюменьдортранс“, обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Калининскому району города Тюмени от 04.12.95 No. 216. До принятия судом решения истец уточнил исковые требования и просил признать недействительным указанный акт в части доначисленного за 1994 год налога на прибыль, а также доначисленных сумм налога на добавленную стоимость, спецналога и финансовых санкций за невключение в облагаемый оборот по этим видам налогов 143144000 рублей в 1994 году (пункты 1, 2 и 3 акта).

Решением от 19.02.96 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 21.03.96 решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 08.05.96 указанные судебные акты отменены, исковые требования удовлетворены.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление кассационной инстанции отменить. Решения суда первой и апелляционной инстанции изменить. В части признания недействительным решения госналогоргана от 04.12.95 No. 216 по пунктам 2 и 3 направить дело на новое рассмотрение. В остальной части судебные акты Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.



В ходе проверки исполнения налогового законодательства за период с 01.01.94 по 30.06.95 Государственной налоговой инспекцией по Калининскому району города Тюмени установлено, что ИЧП “Тюменьдортранс“ занизило в 1994 году сумму налога на прибыль в размере 70201300 рублей в результате необоснованного применения льготы, предусмотренной пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 No. 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней“. Кроме того, выявлено занижение в том же периоде налога на добавленную стоимость и спецналога из-за неучета в налогооблагаемом обороте денежных средств в сумме 143144000 рублей, поступивших в кассу предприятия в виде квартплаты и платежей за коммунальные услуги.

На основании акта проверки Государственной налоговой инспекцией было принято решение от 04.12.95 No. 216 о взыскании с ИЧП “Тюменьдортранс“ в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ суммы доначисленного налога на прибыль, а также сумм доначисленного налога на добавленную стоимость и спецналога в связи с невключением в налогооблагаемый оборот 143144000 рублей с применением штрафа в размере доначисленных сумм налогов, штрафа в размере 10 процентов за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка и пени за несвоевременное перечисление налога в бюджет.

Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций, принимая решение об отказе в иске в части доначисления налога на прибыль (пункт 1 акта госналогоргана), руководствовался пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 No. 2270, согласно которому малые предприятия, к которым относится ИЧП “Тюменьдортранс“, осуществляющие строительство объектов жилищного назначения (включая ремонтно - строительные работы), уплачивают налог на прибыль на четвертый год работы в размере 50 процентов от основной ставки, если выручка от этих видов деятельности превышает 90 процентов общей суммы выручки.

Доход предприятия от ремонтно - строительных работ жилищного назначения в 1994 году составил 70,9 процента. Поэтому арбитражный суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным решения от 04.12.95 No. 216 в части доначисления налога на прибыль.

Относительно ответственности налогоплательщика за неучет части объекта налогообложения по НДС и спецналогу спор касается правомерности включения госналогорганом в налогооблагаемую базу 143144000 рублей, поступивших в кассу предприятия в виде квартплаты и платежей за коммунальные услуги по жилищно - эксплуатационному управлению No. 1.

Арбитражный суд первой инстанции согласился с выводами госналогинспекции о том, что названные выше средства получены налогоплательщиком в счет оплаты услуг по эксплуатации и ремонту жилого фонда по договору, заключенному с управлением жилищно - коммунального хозяйства Калининского района.

Однако имеющийся в деле договор на 1994 год касается передачи предприятию “Тюменьдортранс“ муниципального имущества для обеспечения единого технологического цикла производства и обслуживания жилого фонда со ссылкой на прилагаемый список этого имущества.

Указанного списка в деле нет, и в решении суда не указано, что он был предметом исследования.

Не выяснена судом и правовая природа данного договора. Из его текста не следует, что он является договором на оказание жилищно - коммунальных услуг управлению. Отсутствуют в договоре и условия о расчетах.

ИЧП “Тюменьдортранс“ в обоснование иска сослалось на то, что 143144000 рублей поступили к нему от управления жилищно - коммунального хозяйства в качестве бюджетных средств на покрытие затрат по содержанию жилого фонда и благоустройства района, то есть являлись средством бюджетного финансирования и в соответствии с пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 No. 2270 не подлежали налогообложению.



Арбитражный суд отклонил указанные доводы истца и признал действия налогового органа по доначислению налогов и применению санкций правомерными, сославшись на отсутствие у предприятия счета бюджетного финансирования и недоказанность принадлежности названной выше суммы к целевым средствам бюджетного финансирования.

Имеющееся в деле распоряжение администрации района от 31.05.95 No. 112 “О финансировании и контроле за расходованием бюджетных средств“ суд расценил как документ, содержащий указание о расходовании бюджетных ассигнований при расчетах за оказанные услуги.

Однако в соответствии с указанным распоряжением районное управление жилищно - коммунального хозяйства наделено функциями по финансированию и контролю за расходованием бюджетных средств предприятий, обслуживающих жилой фонд и производящих благоустройство района, в числе которых поименовано ИЧП “Тюменьдортранс“.

Суд кассационной инстанции, отменивший решение по делу, в обоснование нового решения сослался на указанное распоряжение администрации, хотя из него не видно, в каком размере направлялись дотации из бюджета. Данные о выделении конкретной суммы бюджетных средств налогоплательщику в 1994 году в материалах дела также отсутствуют.

Кроме того, судом не дана оценка и правомерности применения по НДС и спецналогу штрафа в размере 10 процентов по пункту 1 “б“ статьи 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы“.

Таким образом, все состоявшиеся по делу судебные акты в части НДС и спецналога следует признать вынесенными по недостаточно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение. Поэтому в данной части дело подлежит направлению на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо выяснить назначение спорной суммы, поступившей от управления жилищно - коммунального хозяйства, основания и порядок взимания квартплаты и платежей за коммунальные услуги, а также установить правовую природу взаимоотношений между управлением и налогоплательщиком в 1994 году и условия, на которых осуществлялось обслуживание налогоплательщиком объектов жилищно - коммунального хозяйства.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление от 08.05.96 Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа по делу Арбитражного суда Тюменской области No. 10/3 отменить.

Решение от 19.02.96 и постановление апелляционной инстанции от 21.03.96 Арбитражного суда Тюменской области по делу No. 10/3 в части пунктов 2 и 3 решения Государственной налоговой инспекции по Калининскому району города Тюмени от 04.12.95 No. 216 отменить. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

В остальной части судебные акты Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения.

И.о. Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Н.ИСАЙЧЕВ