Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.12.2003 N Ф08-3322/03 по делу N А53-2286/2002-С1-31 Решение суда о взыскании с железной дороги перебора провозной платы является правильным, поскольку перевозчик при расчете провозной платы применил незаконные тарифы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2003 г. N Ф08-3322/03

Дело N А53-2286/02-С1-31

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Переход И.А., судей Белоусовой Л.В. и Илюшникова С.М., в отсутствие ответчика - федерального государственного унитарного предприятия “Северо-Кавказская железная дорога“, истца - предпринимателя без образования юридического лица Попова А.В., извещенных в установленном порядке о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия “Северо-Кавказская железная дорога“ на решение от 26.03.03 (судья Ульянова Л.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 23.05.03 (судьи Корнева Н.И., Ехлакова С.В., Оперчук И.М.) Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-2286/2002-С1-31, установил следующее.

Предприниматель без образования юридического
лица Попов А.В. обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию “Северо-Кавказская железная дорога“ об обязании восстановить на лицевом счете N 8199477 в Ростовском ТехПД суммы 200 118 рублей излишне взысканной провозной платы.

Решением суда от 26.03.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.05.03, суд обязал ФГУП “Северо-Кавказская железная дорога“ восстановить сумму долга - 200 118 рублей на лицевом счете N 8199477 в Ростовском ТехПД.

Суд мотивировал решение тем, что ответчик при расчете провозной платы за перевозку в международном сообщении необоснованно применил ставки сборника “Тарифная политика российских железных дорог“, введенные в действие на основании телеграфного указания Министерства путей сообщения Российской Федерации N 722. Телеграфное указание принято в нарушение порядка издания нормативных правовых актов и с превышением предоставленной Министерству путей сообщения Российской Федерации компетенции, что противоречит статье 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации.

ФГУП “Северо-Кавказская железная дорога“ не согласилось с принятыми по делу судебными актами, обжаловав их в кассационном порядке. Заявитель жалобы просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неприменение судом норм материального права, подлежащих применению. По мнению ответчика, тарифы, предусмотренные Прейскурантом N 10-01 на грузовые перевозки, применяются в международных сообщениях, если для этих сообщений не установлено особых тарифов. Провозная плата начислена истцу на основании ставок сборника “Тарифная политика российских железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении на 2002 фрахтовый год“ (далее по тексту - Тарифная политика стран СНГ на 2002 год), которая действует в рамках международного Тарифного соглашения железнодорожных администраций государств-участников СНГ от 17.02.93 и не
противоречит международному и российскому законодательству.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Попов А.В. возражает против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в период с июня по декабрь 2002 года истец являлся грузополучателем по международным перевозкам. На станции назначения предпринимателю Попову А.В. были предъявлены к оплате счета, на основании которых взыскана провозная плата, рассчитанная на основании ставок Тарифной политики стран СНГ на 2002 год.

Вывод судебных инстанций о незаконном применении ответчиком при расчете провозной платы указанных тарифов соответствует нормам материального права.

Согласно статье 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона “О федеральном железнодорожном транспорте“ предусмотрено, что тарифы на перевозки грузов устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Федеральным законом “О естественных монополиях“ в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Исходя из статей 6 и 11 Федерального закона “О естественных монополиях“ определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.

Что касается тарифной политики стран Содружества Независимых Государств, принимаемой на тарифных конференциях, то она носит межведомственный характер и определяет предельный уровень провозной платы, а в компетенцию Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств входит лишь рассмотрение вопросов железнодорожных тарифов, а не их утверждение.

В 2001 году в целях координации
деятельности федеральных органов исполнительной власти постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.01 N 42 создана Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте (далее по тексту - Комиссия), утвержден ее состав и Положение о Комиссии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.01 N 194 утверждено Положение об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки (далее - Положение), определяющие порядок установления тарифов федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 12 Положения государственное регулирование тарифов осуществляют в пределах своей компетенции Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и Министерство путей сообщения Российской Федерации на основании решений Комиссии путем утверждения и введения в действие тарифов или их предельного уровня, контроля за правильностью применения утвержденных в установленном порядке тарифов или их предельного уровня.

Доказательств, свидетельствующих о том, что Комиссией утверждены предусмотренные Тарифной политикой стран СНГ ставки провозной платы на перевозку грузов в международном сообщении на 2002 год, железной дорогой не представлено.

Таким образом, размеры провозной платы, установленные Тарифной политикой стран СНГ, нельзя рассматривать как ставки тарифа, подлежащие обязательному применению, в связи с несоблюдением порядка их утверждения.

Судом дана правовая оценка провозным документам, расчету исковых требований и сделан обоснованный вывод о правомерности требований грузополучателя о возврате излишне уплаченной провозной платы путем восстановления суммы долга на лицевом счете в ТехПД. На основании материалов дела судом установлено, что в результате применения незаконного тарифа истцом излишне уплачено 200 118 рублей.

Доводов, касающихся расчета излишне взысканной провозной платы, в кассационной жалобе не приводится.

Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, считает, что оснований к отмене или изменению обжалуемых
судебных актов не имеется. Нормы материального и процессуального права судебными инстанциями применены правильно, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются надлежащими доказательствами.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 26.03.03 и постановление апелляционной инстанции от 23.05.03 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-2286/2002-С1-31 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.А.ПЕРЕХОД

Судьи

Л.В.БЕЛОУСОВА

С.М.ИЛЮШНИКОВ