Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.11.2003 N Ф08-4454/03 по делу N А32-1577/2003-50/17 Дело по иску о взыскании расходов, возникших при льготных перевозках пассажиров, направлено на новое рассмотрение, так как суд не проверил довод ответчика о том, что у органа социальной защиты отсутствует обязанность по финансированию затрат истца при предоставлении льгот, определенных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Необходимо обсудить вопрос о привлечении в качестве ответчика соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2003 г. N Ф08-4454/03

Дело N А32-1577/2003-50/17

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Амбаловой С.М., судей Илюшникова С.М. и Плотниковой Л.Н. (докладчик), при участии в судебном заседании от истца - муниципального предприятия “Армавирское троллейбусное управление“ - Мозжегорова А.А. (доверенность от 31.01.03), от ответчика - Управления социальной защиты населения администрации г. Армавира - Нечепуренко А.В. (доверенность от 18.11.03 N 4538), Г.Т. (доверенность от 18.11.03 N 4535), Братковой М.В. (доверенность от 18.11.03 N 4537) и Годунова Ю.В. (доверенность от 18.11.03 N 4536), рассмотрев кассационную жалобу Управления социальной защиты населения администрации г. Армавира на решение от 04.04.03
(судья Анциферов В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 10.06.03 (судьи Козубова М.Г., Мицкевич С.Р., Буренков Л.В.) Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-1577/2003-50/17, установил следующее.

МП “Армавирское троллейбусное управление“ (далее - троллейбусное управление) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации г. Армавира (далее - Управление социальной защиты) с иском (с учетом уточнения) о взыскании 3 792 464 рублей расходов, возникших в первом полугодии 2002 года при льготных перевозках пассажиров в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец, до вынесения решения увеличил исковые требования на 3 280 325 рублей - сумму расходов, понесенных во втором полугодии 2002 года.

Решением арбитражного суда от 04.04.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.06.03, исковые требования удовлетворены в части. С управления социальной защиты в пользу троллейбусного управления взыскано 3 090 708 рублей неполученных доходов, в том числе 1 491 176 рублей за первое полугодие 2002 года и 1 599 604 рубля - за второе полугодие 2002 года. В остальной части иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что ответчиком не выполнены в полном объеме предусмотренные действующим законодательством обязательства по возмещению затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг за перевозку определенных категорий граждан. Отказывая во взыскании 3 982 081 рублей, судебные инстанции исходили из того, что требования в этой части имеют иные основания и не связаны с предоставлением льгот.

В кассационной жалобе управление социальной защиты просит отменить судебные акты, как принятые с нарушением норм материального права. По мнению
заявителя, управление социальной защиты полностью выполнило свои обязанности по перечислению фактически полученных средств из Фонда компенсаций Федерального бюджета в 2002 году. Ответчик считает неправомерным взыскание с него средств муниципального бюджета сверх сумм, выделенных на эти цели из краевого бюджета. Кроме того, заявитель указывает на то, что он освобожден от уплаты государственной пошлины.

В отзыве на кассационную жалобу истец возражал против доводов кассационной жалобы, указывая на их необоснованность.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в 2002 году троллейбусное управление осуществляло перевозки пассажиров, предоставляя льготы по бесплатному проезду гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.11.95 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Согласно статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы по провозной плате, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет соответствующего бюджета.

Судебными инстанциями установлено, что ответчик в 2002 году возместил расходы истца за льготные перевозки инвалидов в размере фактически выделенных из бюджета 3 219 тысяч рублей. Возмещение расходов произведено в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ и постановлением главы администрации Краснодарского края от 23
декабря 2002 N 1440 “О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Краснодарского края“.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 г. N 536 “О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Федерального фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, утвержден порядок предоставления и расходования в 2001 году средств указанного фонда компенсаций на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Действие данного порядка продлено на 2002 год Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2002 г. N 137.

Согласно пункту 2 установленного Постановлением от 14.11.01 N 536 порядка на органы исполнительной власти субъектов возложена обязанность по обеспечению целевого использования выделенных средств Фонда компенсаций на реализацию указанных законов.

В соответствии с пунктом 9 расходование предоставленных субсидий и субвенций Фонда компенсаций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также их учреждениями и другими получателями бюджетных средств на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, денежных компенсаций инвалидам, включая выплату средств по договорам на оказание услуг организациям, предоставляющим их в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Как указано в подпункте “ж“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Статьей 30 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предусмотрено, что дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Порядок выплаты ежегодных денежных компенсаций расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, и транспортных расходов инвалидам (кроме инвалидов из числа ветеранов) определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации “О ветеранах“ расходы на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам, производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Суд не проверил довод ответчика о том, что у органа социальной защиты отсутствует обязанность по финансированию затрат истца при предоставлении льгот, определенных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Порядок подачи и согласования заявок о предстоящем финансировании, передачи компенсационных средств ответчику не выяснен. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие фактические затраты истца, связанные с предоставлением льгот на проезд в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Не представлены согласованные с ответчиком списки граждан, имеющих соответствующую льготу. Не выяснена численность инвалидов по данным фонда социальной защиты.

При новом рассмотрении арбитражному суду следует учесть, что при определении надлежащего ответчика по спорам о взыскании задолженности в пользу организаций, оказывающих услуги (работы) населению по льготным ценам, необходимо руководствоваться Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.96 “О некоторых вопросах,
связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“. В силу пункта 12 указанного Постановления суду необходимо обсудить вопрос о привлечении в качестве ответчика соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

При таких обстоятельствах следует признать, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в связи с необходимостью проверки обоснованности исковых требований. Выяснение указанных вопросов в компетенцию кассационной инстанции не входит.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2005-1 “О государственной пошлине“ органы местного самоуправления, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков. Управление социальной защиты в данном случае выступает в защиту общественных интересов, что дает ей право на освобождение от уплаты государственной пошлины.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 04.04.03 и постановление апелляционной инстанции от 10.06.03 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-1577/2003-50/17 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.М.АМБАЛОВА

Судьи

С.М.ИЛЮШНИКОВ

Л.Н.ПЛОТНИКОВ