Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.10.2003 N Ф08-3943/2003-1513А Поскольку Управление федеральной почтовой связи является бюджетным учреждением, то его имущество не подлежит обложению налогом на имущество в соответствии с нормами Закона РФ “О налоге на имущество предприятий и организаций“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 15 октября 2003 года Дело N Ф08-3943/2003-1513А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - ГУ УФПС Краснодарского края, без участия представителя заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Апшеронскому району, г. Апшеронск, надлежащим образом уведомленной о месте и времени судебного заседания и заявившей о своем согласии на рассмотрение дела в отсутствие ее представителя, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Апшеронскому району на решение от 16.06.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9510/2003-11/255, установил следующее.

ГУ УФПС
Краснодарского края (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Апшеронскому району (далее - налоговая инспекция) по невозврату заявителю излишне уплаченного налога на имущество, об обязании налоговой инспекции возвратить излишне уплаченную сумму налога на имущество в размере 88707 рублей 89 копеек и проценты за несвоевременное перечисление в сумме 4169 рублей 27 копеек, а всего 92877 рублей 76 копеек на расчетный счет Апшеронского районного узла почтовой связи, филиала Управления. В порядке статей 41, 49 АПК РФ заявитель заявил отказ от требования признать незаконными действия налоговой инспекции по невозврату заявителю излишне уплаченного налога на имущество. Отказ от требования судом принят.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон РФ “О налоге на имущество предприятий“, а не “О налоге на имущество предприятий и организаций“.

Решением суда от 16.06.2003 исковые требования удовлетворены, а в части отказа от исковых требований производство по делу прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с Законами “О налоге на имущество предприятий и организаций“ и “О почтовой связи“ государственное учреждение почтовой связи, каковым является заявитель, освобождено от уплаты налога на имущество.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой на решение от 16.06.2003, в которой просит решение отменить и отказать в удовлетворении иска. Налоговая инспекция указывает, что в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Управление нельзя отнести к бюджетным учреждениям и, следовательно, освободить его от уплаты налога на имущество.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В
судебном заседании представитель Управления высказал свои возражения по доводам кассационной жалобы и просил решение оставить без изменения.

Изучив материалы дела, заслушав представителя Управления, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Управление федеральной почтовой связи Краснодарского края Государственного комитета Российской Федерации по связи и информации зарегистрировано в качестве государственного учреждения связи, что подтверждается положением о государственном учреждении - Управлении федеральной почтовой связи Краснодарского края Государственного комитета РФ по связи и информации, утвержденным председателем Государственного комитета Российской Федерации по связи и информации 20.05.97.

Филиалом Управления Апшеронским районным узлом почтовой связи за период с 2000 года по 2002 год самостоятельно исчислен и уплачен налог на имущество на общую сумму 88707 рублей 89 копеек. Факт оплаты налоговой инспекцией не отрицается и подтверждается материалами дела.

Полагая, что он не является плательщиком налога на имущество, заявитель 15.12.2002 в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации обратился в налоговую инспекцию с заявлением N юр.40 о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на имущество в сумме 88707 рублей 89 копеек. Налоговая инспекция письмом от 18.12.2002 N 8358 отказала заявителю в возврате излишне уплаченного налога на имущество, что послужило основанием для обращения Управления в суд с данным заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно руководствовался следующим.

Согласно статье 2 Федерального закона “О почтовой связи“ организациями федеральной почтовой связи являются юридические лица, созданные в форме государственных учреждений на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Управление является организацией федеральной почтовой связи, его правовой статус
определяется положением о государственном учреждении - Управлении федеральной почтовой связи Краснодарского края, утвержденным Государственным комитетом РФ по связи и информатизации. Имущество управления является федеральной собственностью и закрепляется за управлением на праве оперативного управления. Одним из источников формирования имущества, в том числе его финансовых ресурсов, являются средства федерального бюджета (пункт 4.2 положения).

Учитывая изложенное, суд правомерно решил, что заявитель в силу своего правового статуса является государственным учреждением, финансирование деятельности которого осуществляется частично за счет средств бюджета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса казенного предприятия, признаются бюджетными учреждениями.

Таким образом, суд сделал обоснованный вывод о том, что имущество заявителя не подлежит обложению налогом на имущество в соответствии со статьей 4 Закона РФ “О налоге на имущество предприятий и организаций“, как имущество бюджетного учреждения.

Как следует из статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению. Согласно пункту 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Как видно из материалов дела, между сторонами нет спора о размере налога, подлежащего возврату, и начисленных процентах.

При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемый судебный акт является законным и основания для его отмены отсутствуют.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.06.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-9510/2003-11/255 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.