Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.09.2003 N Ф08-3518/2003 В материалах дела отсутствуют доказательства отмены решений комиссии о реструктуризации задолженности ответчика по обязательным платежам. При таких обстоятельствах обоснован вывод судебных инстанций о том, что на момент обращения налогового органа с заявлением о признании завода несостоятельным у должника отсутствовали установленные законом признаки банкротства, и во введении наблюдения отказано обоснованно.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 сентября 2003 года Дело N Ф08-3518/2003“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие представителей заявителя - инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Нальчику, должника - открытого акционерного общества “Завод железобетонных изделий N 2“, Территориального органа федеральной службы России по несостоятельности (банкротству) в Кабардино-Балкарской Республике, фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, извещенных о месте и времени судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Нальчику на постановление апелляционной инстанции от 25.07.2003 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-3481/2002, установил следующее.

ИМНС
РФ по г. Нальчику обратилась в арбитражный суд с заявлением о возбуждении в отношении ОАО “Завод железобетонных изделий - 2“ (далее - ЗЖБИ N 2) производства по делу о несостоятельности (банкротстве) и введении в отношении него наблюдения. Заявленные требования обоснованы тем, что у ЗЖБИ N 2 имеется задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами в размере 11716141 рубля 56 копеек, просроченная более чем на три месяца.

Определением от 27.02.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.07.2003, требования ИМНС признаны необоснованными, во введении процедуры наблюдения отказано. Заявление о признании ЗЖБИ N 2 банкротом оставлено без рассмотрения. Судебные акты мотивированы тем, что на момент обращения заявителя в арбитражный суд у ЗЖБИ N 2 не было задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить постановление апелляционной инстанции от 25.07.2003, дело направить на новое рассмотрение. По мнению заявителя, должник обладает признаками банкротства; налоговым органом соблюден досудебный порядок и приняты все меры для получения задолженности по обязательным платежам.

Отзывов на кассационную жалобу лица, участвующие в деле, не представили.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в части оставления заявления кредитора без рассмотрения, в этой части производство по делу прекратить, в остальной части постановление апелляционной инстанции оставить без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, производство по делу о несостоятельности возбуждено 02.12.2002, то есть до вступления в силу Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ 2002 года (далее - Закон о банкротстве).

В силу разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных
в пункте 7 Постановления от 08.04.2003 N 4, по делам о несостоятельности, по которым до 03.12.2002 не введено какой-либо процедуры банкротства, применению подлежит Закон о банкротстве 2002 года. Согласно пункту 2 статьи 41 указанного Закона к заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должно быть приложено решение налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Налоговый орган в качестве доказательства просроченной задолженности и обоснования требований о возбуждении процедуры банкротства должника представил решения от 26.06.2001 N 07/00 и от 27.06.2001 N 01/03 о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации. Принятые на основании данных решений постановления налоговой инспекции о взыскании долга за счет имущества должника возвращены взыскателю 22.11.2002 в связи с невозможностью взыскания, после чего налоговый орган обратился с заявлением о признании должника банкротом.

Из материалов дела видно, что комиссией ИМНС России N 1 по г. Нальчику по рассмотрению вопросов реструктуризации задолженности организаций в бюджет приняты решения от 04.12.2001 N 02-04 и от 08.03.2002 N 07. Согласно которым реструктуризована задолженность ЗЖБИ N 2 по обязательным платежам в бюджет по состоянию на 01.11.2001 и по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды по состоянию на 01.03.2002. Согласно графикам погашение задолженности по налогам и сборам рассрочено до 2007 года, по страховым взносам - до 2006 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующая обязанность не исполнена им в течение трех месяцев с даты, когда она должна быть исполнена.

В материалах дела отсутствуют доказательства отмены решений комиссии ИМНС о реструктуризации задолженности ЗЖБИ
N 2 по обязательным платежам. При таких обстоятельствах обоснован вывод судебных инстанций о том, что на момент обращения налогового органа с заявлением о признании ЗЖБИ N 2 несостоятельным у должника отсутствовали установленные законом признаки банкротства, и во введении наблюдения отказано обоснованно.

Согласно пункту 3 статьи 48 Закона арбитражный суд выносит определение об отказе во введении наблюдения и прекращении производства по делу при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом, если на дату заседания арбитражного суда по рассмотрению заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, признано необоснованным. Поэтому арбитражный суд, установив необоснованность заявленных требований при отсутствии требований иных кредиторов, должен был прекратить производство по делу.

В силу изложенного постановление апелляционной инстанции от 25.07.2003 подлежит отмене в части оставления заявления кредитора без рассмотрения. В остальной части обжалуемый судебный акт законен, обоснован и отмене не подлежит.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции от 25.07.2003 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-3481/2002 оставить без изменения в части отказа во введении наблюдения в отношении открытого акционерного общества “Завод железобетонных изделий N 2“, а в остальной части постановление апелляционной инстанции отменить, производство по делу прекратить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.