Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.08.2003 N Ф08-3049/03-1152А по делу N А20-376/03 Поскольку федеральным законодателем налог с продаж введен в главу 27 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.02, а Закон Кабардино-Балкарской Республики N 9-РЗ в этом периоде не был отменен или признан недействительным, неконституционным, то постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2001 года N 2-П действие вышеуказанного Закона Кабардино-Балкарской Республики с января 2002 года не ограничено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 августа 2003 г. N Ф08-3049/03-1152А

Дело N А20-376/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Пальцевой И.В., судей Дорогиной Т.Н. и Канатовой С.А., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества “Кассия“ - Наковой А.Н. (доверенность от 26.03.03 N 30), в отсутствие представителей заинтересованных лиц - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нальчику и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кабардино-Балкарской Республике, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 4802 и N 4804, а также заявления о рассмотрении жалобы без участия представителей имеются
в деле), рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Кассия“ на решение от 16.04.03 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики (судья Бейтуганов З.А.) по делу N А20-376/03, установил следующее.

ЗАО “Кассия“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными письма ИМНС России по г. Нальчику от 06.11.02 N 04-16 об отказе в сторнировании налога с продаж за 1-е полугодие 2002 года и письма УМНС России по Кабардино-Балкарской Республике от 27.12.02 N 08-07/8524 об отказе в удовлетворении жалобы, а также об обязании налогового органа сторнировать излишне уплаченный налог с продаж за первое полугодие 2002 года в размере 70 195 рублей.

Решением суда от 16.04.03 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного решения не проверялись.

Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО “Кассия“ обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, в первом полугодии 2002 года налог с продаж начислению и уплате не подлежал, так как положения о нем в Федеральном законе “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ признаны неконституционными, а Закон Кабардино-Балкарской Республики от 16 мая 2002 года N 34-РЗ, внесший изменения и дополнения в региональный закон N 9-РЗ “О налоге с продаж“, вступил в действие только 01.07.02.

В отзыве на жалобу УМНС России по Кабардино-Балкарской Республике просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт как законный и обоснованный.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит на основании следующего.

Как видно
из материалов дела, ЗАО “Кассия“ обратилось в ИМНС России по г. Нальчику с заявлением о сторнировании начисленного налога с продаж за 1-е полугодие 2002 года в сумме 70 195 рублей. Основанием для данного заявления послужил тот факт, что постановлением Конституционного Суда России от 30.01.01 N 2-П признаны не соответствующими Конституции России положения частей 1, 2, 3 и 4 пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. ИМНС России по г. Нальчику письмом от 06.11.02 N 04-16 отказала заявителю в сторнировании суммы налога с продаж за 1-е полугодие 2002 года. Налогоплательщик обжаловал отказ в УМНС России по Кабардино-Балкарской Республике. Жалоба общества письмом вышестоящего налогового органа от 27.12.02 N 08-07/8524 оставлена без удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.

Судом установлено, что согласно представленным первичным документам за наличный расчет за первое полугодие 2002 года обществом реализована продукция на общую сумму 1 403 912 рублей. При этом налог с продаж был включен в стоимость продукции, получен от покупателей в составе выкупной цены и составил сумму 70 195 рублей.

Налог с продаж на территории Кабардино-Балкарской Республики введен принятым на основе Федерального закона от 31 июля 1998 года N 150-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ Законом Кабардино-Балкарской Республики от 24 мая 1999 года N 9-РЗ “О налоге с продаж“. Этим законом установлены все существенные элементы налогообложения, предусмотренные статьей 17 Налогового Кодекса Российской Федерации. Он не был
признан неконституционным и с 1 января 2002 года силу не утратил.

В спорный период необходимо руководствоваться положениями вступившей в силу с 1 января 2002 года главы 27 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок уплаты налога с продаж, а также Законом Кабардино-Балкарской Республики N 9-РЗ “О налоге с продаж“. При этом, как правомерно указал суд, следует принимать во внимание то, что фактическими плательщиками налога с продаж являются покупатели, уплачивающие сумму налога в цене приобретаемых товаров. Судом установлено, что налог с продаж покупателями уплачивался, поэтому оснований для вывода о несении обществом убытков при внесении данного налога в бюджет не имеется.

Доводы заявителя жалобы о том, что в проверяемый период (т.е. с 01.01.02 и до 01.07.02 - момента вступления в действие Закона Кабардино-Балкарской Республики от 16 мая 2002 года N 34-РЗ, внесшего изменения и дополнения в региональный закон N 9-РЗ) на территории Кабардино-Балкарской Республики не было соответствующего главе 27 Налогового кодекса Российской Федерации нормативного акта, регулирующего порядок исчисления налога с продаж, кассационная инстанция считает несостоятельными по следующим основаниям.

Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 30 января 2001 года N 2-П признал “не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 57, положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года), а также основанные на них и воспроизводящие их положения Закона Чувашской Республики “О налоге с продаж“, Закона Кировской области “О налоге с продаж“ и Закона Челябинской области “О налоге с
продаж“, как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его произвольного истолкования законодателями субъектов Российской Федерации и правоприменительной практикой.

Указанные положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и во всяком случае утрачивают силу не позднее 1 января 2002 года“.

В этом же постановлении Конституционный Суд Российской Федерации признал “не противоречащим Конституции Российской Федерации подпункт “д“ пункта 1 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года) в части, касающейся включения в перечень региональных налогов налога с продаж“.

Налог с продаж включен в главу 27 Налогового кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 1 января 2002 года. Статьей 347 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог с продаж устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. Поскольку федеральным законодателем налог с продаж введен в главу 27 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.02, а Закон Кабардино-Балкарской Республики N 9-РЗ в этом периоде не был отменен или признан недействительным, неконституционным, то постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2001 года N 2-П действие вышеуказанного Закона Кабардино-Балкарской Республики с января 2002 года не ограничено.

Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку и вынес законный и
обоснованный судебный акт, оснований для отмены или изменения которого, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 16.04.03 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-376/03 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.В.ПАЛЬЦЕВА

Судьи

Т.Н.ДОРОГИНА

С.А.КАНАТОВА