Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.06.2003 N Ф08-2063/03 по делу N А61-1420/02-12 Прекращение договора безвозмездного пользования в соответствии со статьей 701 ГК РФ возможно лишь при условии ликвидации юридического лица. В иных случаях ссудодатель вправе досрочно расторгнуть договор по основаниям статьи 698 ГК РФ либо отказаться в силу статьи 699 ГК РФ при условии заключения договора без указания срока. Поскольку указанные основания отсутствуют, ссудодатель вправе произвести отчуждение вещи или передать ее в безвозмездное пользование третьему лицу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2003 г. N Ф08-2063/03

Дело N А61-1420/02-12

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Амбаловой С.М., судей Ветрова С.А. (докладчик) и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от истцов - Министерства Республики Северная Осетия - Алания по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - Худайнатова С.Р. (доверенность от 23.05.03), от ответчиков - Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания Кадохова А.В. (доверенность от 18.06.03), в отсутствие истца - ГУП “Электронкомплекс“, ответчиков - дочернего государственного унитарного предприятия “Ростэк-Осетия“, Таможенного комитета Республики Северная Осетия - Алания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства Республики
Северная Осетия - Алания по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на постановление апелляционной инстанции от 15.04.03 (судьи Дзиова Г.А., Адаев О.С., Базиева Н.М.) Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1420/02-12, установил следующее.

Государственное унитарное предприятие “Электронкомплекс“ (далее - ГУП “Электронкомплекс“) обратилось в арбитражный суд с иском к дочернему государственному унитарному предприятию “Ростэк-Осетия“ (далее - ДГУП “Ростэк-Осетия“) о признании обязательств по договору от 14.04.2000 N 49 прекращенными с момента принятия постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 26.04.02 N 57, обязании освободить занимаемые складские помещения площадью 3 316 кв.м и взыскании 146 660 рублей 27 копеек задолженности по оплате коммунальных услуг.

Министерство Республики Северная Осетия - Алания по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС РСО-Алания) обратилось с заявлением о понуждении ДГУП “Ростэк-Осетия“ освободить незаконно занимаемые им помещения и не чинить МЧС РСО-Алания препятствий в пользовании этими помещениями.

Решением арбитражного суда от 11.02.03 суд первой инстанции признал прекращенными с 26.04.02 обязательства по договору от 12.04.2000 N 49 о безвозмездном пользовании государственным имуществом, заключенному Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Республики Северная Осетия - Алания (преобразовано в Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания), Таможенным комитетом РСО-Алания и ГУП “Ростэк-Осетия“, и выселил ГУП “Ростэк-Осетия“ из склада площадью 2 270 кв.м, холодного склада площадью 1 296 кв.м, склада лаков площадью 432 кв.м, складского помещения площадью 288 кв.м, газоэлектропровоканализационных коммуникаций, части навеса площадью 124 кв.м, мойки площадью 626 кв.м, цеха розлива минеральной воды, корпуса гаража площадью 1 080 кв.м, подъездных
железнодорожных путей полностью, земельного участка площадью 3,7 га и передал их МЧС РСО-Алания.

В ходе судебного разбирательства ГУП “Электронкомплекс“ отказалось от исковых требований в части признания прекращенным договора от 12.04.2000 N 49 и выселении ДГУП “Ростэк-Осетия“.

МЧС РСО-Алания предъявило самостоятельное требование об обязании ответчика освободить занимаемые им помещения по улице Тельмана, 78а в г. Владикавказе.

Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено. С ДГУП “Ростэк-Осетия“ в пользу истца взыскано 146 660 рублей 27 копеек расходов по оплате коммунальных услуг и налоговых платежей. Прекращено производство по делу в части требований ГУП “Электронкомплекс“ к Госкомимуществу РСО-Алания, Северо-Осетинской таможне и ДГУП “Ростэк-Осетия“ о признании прекращенным действия договора от 12.04.2000 N 49 безвозмездного пользования государственным имуществом и выселении ДГУП “Ростэк-Осетия“ из занимаемых складских помещений: холодного склада площадью 1 296 кв.м и 750 кв.м - части склада N 2. МЧС РСО-Алания отказано в иске к ДГУП “Ростэк-Осетия“ об устранении препятствий путем освобождения занимаемых им складских помещений.

Не согласившись с принятым судебным актом, МЧС РСО-Алания подало кассационную жалобу, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, а решение суда оставить без изменения по существу и внести уточнения по помещениям, подлежащим освобождению ответчиком: холодный склад площадью 1 296 кв.м и часть (750 кв.м) склада N 2. В обоснование своих доводов заявитель кассационной жалобы указывает, что при принятии решения суду следовало руководствоваться статьей 417 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд не принял во внимание факт противоречия оспариваемого договора N 49 действующему законодательству.

В отзыве на кассационную жалобу ГУП “Электронкомплекс“ просит обжалуемое постановление апелляционной инстанции отменить, а решение оставить в силе.

Дело рассматривается с учетом требований
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, исходя из доводов кассационной жалобы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия - Алания от 23.03.95 о разграничении государственной собственности, находящейся на территории Республики Северная Осетия - Алания, ГУП “Электронкомплекс“ является собственностью Республики.

Постановлением Правительства РСО-Алания от 03.11.98 N 338 ГУП “Электронкомплекс“ ликвидировано, а Госкомимуществу РСО-Алания предписано в установленном порядке передать в ведение Северо-Осетинской таможни имущество ликвидируемого предприятия без изменения формы собственности.

Во исполнение названного постановления Госкомимущество РСО-Алания по договору безвозмездного пользования от 23.07.99 N 39 передало в бессрочное пользование Северо-Осетинской таможне имущество ликвидируемого государственного предприятия.

Госкомимущество РСО-Алания по договору безвозмездного пользования государственным имуществом от 12.04.2000 N 49 передало на 10 лет ДГУП “Ростэк-Осетия“ имущество государственного предприятие “Электронкомплекс“ в виде складских помещений 7 600 кв.м, что подтверждается передаточным актом от 12.04.2000.

Несмотря на то, что деятельность предприятия “Электронкомплекс“ подлежала прекращению, из Государственного реестра юридических лиц оно не было исключено.

Постановлением Правительства РСО-Алания от 26.04.02 N 57 “О государственном унитарном предприятии “Электронкомплекс“ отменено постановление от 03.11.99 “О ликвидации государственного унитарного предприятия “Электронкомплекс“ Комитета Республики Северная Осетия - Алания по промышленности и передаче его имущества в ведение (пользование) Северо-Осетинской таможни“. В этом же постановлении Министерству промышленности РСО-Алания и ГУП “Электронкомплекс“ предложено рассмотреть вопрос о возможности выделения части складских помещений МЧС РСО-Алания в аренду.

На основании вышеуказанного постановления по акту от 27.05.02 ликвидационная комиссия передала ГУП
“Электронкомплекс“ спорное имущество. С этого времени имущество находилось на его балансе и предприятие уплачивало коммунальные услуги, налоги и иные платежи. За период с 01.06.02 по 01.10.02 расходы по коммунальным услугам и на содержание помещений составили 146 660 рублей 27 копеек.

Постановлением Правительства РСО-Алания от 23.07.02 N 147 ГУП “Электронкомплекс“ предписано передать МЧС РСО-Алания в безвозмездное пользование два складских здания, здание цеха розлива минеральной воды и гараж со вспомогательными авторемонтными службами.

Во исполнение названного постановления Госкомимущество РСО-Алания принял распоряжение от 09.12.02 N 432, которое определило расторгнуть и считать утратившим силу договор безвозмездного пользования государственным имуществом от 23.07.99 N 39 и от 20.07.2000 N 43, как не соответствующие нормам действующего законодательства. ДГУП “Ростэк-Осетия“ предложено освободить складские помещения, занимаемые им на основании этих договоров.

ГУП “Электронкомплекс“ предложено передать МЧС РСО-Алания склады площадью 2 270 кв.м, 1 296 кв.м, 432 кв.м, 288 кв.м, мастерские гаража, корпус гаража, часть навеса, мойку, подъездные пути, земельный участок площадью 3,7 га по улице Тельмана, 78а в г. Владикавказе.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции сослался на то, что договор безвозмездного пользования государственным имуществом от 12.04.2000 N 49 на основании которого ДГУП “РОСТЭК-Осетия“ владеет имуществом, прекращен ввиду принятия Постановления Правительства РСО - Алания от 26.04.02 N 57. Этим постановлением отменено Постановление Правительства Республики от 03.11.98.

Однако такие выводы суда не соответствуют нормам материального права.

По сути, истцы заявили виндикационные требования.

В соответствии с нормами статей 301 - 305 Гражданского кодекса Российской Федерации право требования имеет собственник либо титульный владелец имущества против незаконного владения.

Между тем ДГУП “РОСТЭК-Осетия“ владеет законно имуществом на основании договора безвозмездного пользования от 12.04.2000 N
49, который не признан недействительным. Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что пункт 1 распоряжения Госкомимущества РСО-Алания от 09.12.02 N 432, в котором указано: “расторгнуть и считать утратившим силу договор от 12.04.2000 N 43... как несоответствующий нормам действующего законодательства“, противоречит статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доводы жалобы о том, что упомянутый договор N 49 прекратил свое действие ввиду принятия Распоряжения Госкомимущества РСО-Алания от 09.12.02 N 432 не основан на законе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 417 Гражданского кодекса Российской Федерации если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения.

По смыслу данной нормы невозможность исполнения прежнего обязательства, происходит ввиду принятия другого административного акта, отменившего прежний незаконный акт, до его фактического исполнения.

Поскольку до принятия постановления Правительства РСО-Алания от 26.04.02 N 57, отменившего постановление от 03.11.98 “О ликвидации государственного унитарного предприятия “Электронкомплекс“ Комитета Республики Северная Осетия - Алания по промышленности и передаче его имущества в ведение (пользование) Северо-Осетинской таможни“, обязательство по договору безвозмездного пользования с ответчиком исполнено, поэтому основания для применения данной нормы отсутствуют.

Прекращение договора безвозмездного пользования в соответствии со ст. 701 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно лишь при условии ликвидации юридического лица. В иных случаях ссудодатель вправе досрочно расторгнуть договор по основаниям статьи 698 Гражданского кодекса Российской Федерации либо отказаться в силу статьи 699 Кодекса при условии заключения договора без указания срока. Поскольку указанные основания отсутствуют и ссудодатель (Минимущества Республики) вправе произвести отчуждение вещи или передать ее в
безвозмездное пользование третьему лицу, при этом к новому собственнику или пользователю переходят права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования, его права в отношении вещи обременяются правами ссудополучателя.

Дальнейшие действия сторон и принятые ненормативные акты свидетельствуют о желании Госкомимущества РСО-Алания передать в пользование МЧС РСО-Алания конкретные объекты государственной собственности. Однако в силу указанной нормы обязательственные отношения по договору от 12.04.2000 N 49 у нового владельца с ДГУП “РОСТЭК-Осетия“ сохраняются. Поэтому распоряжение Госкомимущества РСО-Алания от 09.12.02 N 432, определившее расторгнуть сделки безвозмездного пользования государственным имуществом, принято в целях исправления допущенных при заключении упомянутых договоров нарушений действующего законодательства не основан на законе. В силу указанных обстоятельств, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания договора N 49 ничтожным.

Довод о несоответствии договора законодательству Республики, поскольку ответчик имел право получить имущество исключительно на возмездной основе не принимается кассационной инстанцией. Данное требование может быть заявлено исключительно сторонами по договору по оспоримым основаниям. Заявитель не относится к этому кругу лиц.

Таким образом, ответчик пользуется спорными помещениями на законных основаниях, поэтому суд апелляционной инстанции обоснованно отменил в решение суда первой инстанции в части требования об устранении препятствий путем освобождения занимаемых ответчиком складских помещений и отказал в иске.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление апелляционной инстанции от 15.04.03 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1420/02-12 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

С.М.АМБАЛОВА

Судьи

С.А.ВЕТРОВ

И.П.НАЗАРЕНКО