Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.06.2003 N Ф08-2043/2003-765А Таможенные пошлины не взимаются, если транспортные средства не подвергались за пределами таможенной территории РФ операциям по переработке, за исключением обычных операций по техническому обслуживанию или ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности и эксплуатации, при условии, что эти операции не привели к увеличению стоимости транспортных средств по сравнению с их балансовой стоимостью на момент вывоза.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 16 июня 2003 года Дело N Ф08-2043/2003-765А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью “Таурас“ - представителя, в отсутствие представителя ответчика - Новороссийской таможни, надлежаще уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение от 15.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.03.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16534/2002-45/539, установил следующее.

ООО “Таурас“, г. Новороссийск, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Новороссийской таможне с иском о признании недействительными решений от 07.05.2002 N 12/2-11/4830 об отказе в возврате излишне
уплаченных таможенных платежей в размере 2826655 рублей 78 копеек и решения от 07.05.2002 N 12/2-11/4821 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 28632 рублей 63 копеек, а также об обязании возвратить указанные суммы (с учетом уточненных исковых требований).

Решением суда от 15.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.03.2003, исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Судебные акты мотивированы тем, что истец не обязан уплачивать таможенные платежи при обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации отремонтированных морских судов, а также бункерного топлива, подпадающего под таможенный режим перемещения припасов.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Новороссийская таможня с кассационной жалобой на решение суда от 15.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.03.2003, в которой указывает, что при осуществлении таможенного оформления буксиров истцом был заявлен таможенный режим переработки вне таможенной территории, поэтому таможенные платежи были уплачены им на законных основаниях.

В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель ООО “Таурас“ просил оставить состоявшиеся судебные акты без изменения, полагая, что они законны и обоснованны.

Изучив материалы и обстоятельства дела, заслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, морские суда “Беззаветный“ и “Беспощадный“, арендованные ООО “Таурас“, убыли из порта Новороссийск 09.08.2001 и 28.09.2001 для выполнения буксирных операций.

Во время нахождения судов за границей (на Украине) в отношении них были произведены ремонтные операции по техническому обслуживанию и ремонту.

При таможенном оформлении судов в режиме “переработка вне таможенной территории“ истцом были уплачены таможенные платежи в размере 1353186 рублей 12 копеек - по буксиру “Беспощадный“
и 1473469 рублей 66 копеек - по буксиру “Беззаветный“, а также таможенная пошлина в размере 28632 рублей 63 копеек при оформлении дизельного топлива в режиме “экспорт“, находящегося в бункере судна “Беспощадный“.

Считая требование таможенного органа об уплате указанных платежей незаконным, ООО “Таурас“ обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Новороссийская таможня письмами от 07.05.2002 N 12/2-11/4830 и N 12/2-11/4821 довела до сведения ООО “Таурас“ свое решение об отказе в возврате спорных сумм таможенных платежей.

При рассмотрении данного спора по существу судом первой и апелляционной инстанций был сделан правильный вывод о незаконности действий таможенного органа по отказу истцу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Судебные инстанции правомерно указали, что после вступления в силу Положения “Об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применимого к транспортным средствам“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 года N 517, таможенное оформление буксиров должно производиться с учетом особенностей, установленных данным Положением.

Во исполнение указанного Положения ГТК России был издан Приказ от 31 июля 2001 года N 744 “О временном ввозе (вывозе) транспортных средств“, в котором таможенным органам было предписано помещать под таможенный режим временного ввоза (вывоза) транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, в соответствии с таможенным законодательством и с учетом особенностей, установленных Положением об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применимого к транспортным средствам.

В соответствии с пунктом 9 Положения при обратном ввозе транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации таможенные пошлины и налоги не взимаются, если транспортные средства не подвергались за пределами таможенной территории Российской Федерации операциям
по переработке, ремонту и модернизации, за исключением обычных операций по техническому обслуживанию или ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности и эксплуатации, при условии, что эти операции не привели к увеличению стоимости транспортных средств по сравнению с их балансовой стоимостью на момент вывоза.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о выполнении истцом обычных операций по техническому обслуживанию и ремонту судна, необходимых для его сохранности и эксплуатации, поскольку ремонт и замена отдельных частей объекта основных средств не приводит к усовершенствованию его качественных технических характеристик и направлена только на поддержание его в рабочем состоянии в течение срока полезного использования.

Поскольку судом был определен характер ремонтных работ, то при этом важным условием наличия льготы по уплате таможенных платежей и налогов при обратном ввозе транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации является изменение балансовой стоимости судна в результате ремонта.

Исследовав представленные в деле документы, суд пришел к правомерному выводу о том, что балансовая стоимость буксиров истца с момента временного вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации по состоянию на день окончания ремонта судов не изменилась.

Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций был сделан правильный вывод о незаконности требований таможенного органа об уплате истцом таможенной пошлины в размере 28632 рублей 63 копеек.

В соответствии с пунктом 2 Положения “О таможенном режиме перемещения припасов“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2001 года N 524, припасы - товары, находящиеся на морских судах при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или перемещаемые (загружаемые) на морские суда во время их нахождения на таможенной территории Российской
Федерации, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских, воздушных судов и поездов во время следования в пути или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, в том числе топливо и горюче-смазочные материалы, за исключением запасных частей и оборудования.

Согласно пункту 5 указанного Положения припасы, перемещаемые (загружаемые) на таможенной территории Российской Федерации на морские суда, убывающие за пределы таможенной территории Российской Федерации, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами, если они вывозятся в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажа, продолжительности рейса и достаточном для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания, с учетом припасов, имеющихся на этих судах.

Таким образом, таможенное оформление бункерного топлива, находящегося на буксире “Беспощадный“, подлежало оформлению в таможенном режиме “перемещения припасов“ без уплаты соответствующих таможенных платежей.

Изложенное свидетельствует о том, что судом всесторонне, полно и объективно исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из материалов дела не усматривается.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.03.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-16534/2002-45/539 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.