Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.06.2003 N Ф08-1917/2003-723А Органы налоговой инспекции являются органами, осуществляющими государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 16 июня 2003 года Дело N Ф08-1917/2003-723А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Усть-Лабинскому району на определение от 18.03.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-286/20-22, установил следующее.

ИМНС России по Усть-Лабинскому району обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Руденко А.В. к административной ответственности, мотивируя наличием в действиях последнего признаков административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации, Кодекс).

Определением от 18.03.2003 протокол и другие материалы дела об административном правонарушении возвращены
заявителю, в удовлетворении заявления отказано на том основании, что должностные лица налоговых органов не вправе составлять протокол по факту данного административного правонарушения, следовательно, протокол, составленный в ходе проверки, является незаконным и в соответствии с частью 1 статьи 29.4 КоАП Российской Федерации подлежит возвращению в налоговый орган.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение как принятое с нарушением норм материального права, полагая, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам отнесено к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Стороны о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает, что определение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (в редакции Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ) государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 783 (в редакции Постановления Правительства РФ от 30.08.2002 N 649) утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам.

В соответствии с данным Положением Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Основными задачами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам являются: осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья (далее именуется - этиловый спирт), спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; осуществляет в установленном порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивает контроль за соблюдением условий указанной деятельности; составляет и ведет в установленном порядке государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также ведет государственный реестр организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли; осуществляет контроль за соблюдением порядка декларирования в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; осуществляет государственный контроль за распределением квот на закупку этилового спирта, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, и их использованием, принимает участие в разработке годовых балансов производства и потребления этилового спирта; осуществляет контроль за объемами производства, розлива, хранения и реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, за соблюдением технологии производства указанной продукции; участвует в разработке государственных стандартов, технических условий, норм и правил в области контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и
алкогольной продукции; проводит экспертизу и обследование организаций для определения соответствия требованиям, предъявляемым к производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; участвует в разработке минимальных отпускных, оптовых и розничных цен на алкогольную продукцию, установлении ставок акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию; анализирует отчетные и статистические данные, результаты проверок на местах, информацию и сведения, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, и на их основе разрабатывает мероприятия по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции; обеспечивает установку и пломбирование в организациях, производящих этиловый спирт, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, - контрольных приборов учета объемов этой продукции и осуществляет контроль за ремонтом и заменой указанных приборов.

Таким образом, органы налоговой инспекции являются органами, осуществляющими государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Вместе с тем частью 2 данной статьи установлено, что помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Пунктом 64 части 2 статьи 28.3 Кодекса определено, что протоколы об административных
правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 14.16 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Следовательно, протокол об административном правонарушении в отношении предпринимателя Руденко А.В. составлен должностными лицами ИМНС в пределах их компетенции.

При указанных обстоятельствах вывод суда о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченными лицами, ошибочен.

Между тем судом первой инстанции не исследовался вопрос о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, за который последний привлечен к административной ответственности, а потому определение суда подлежит отмене с направлением дела на рассмотрение по существу заявленных требований.

При новом рассмотрении дела, с учетом вышеизложенного, суду необходимо установить наличие или отсутствие состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, и принять решение в соответствии с нормами административного права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пункт 3), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 18.03.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-286/20-22 отменить, дело передать для рассмотрения по существу в тот же суд в первую инстанцию.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.