Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.05.2003 N Ф08-1518/2003-556А В силу статьи “Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени“ НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, установленные для налоговых органов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 12 мая 2003 года Дело N Ф08-1518/2003-556А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение от 04.02.2003 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.03.2003 по делу N А15-119/2003-1, установил следующее.

Предприниматель без образования юридического лица Сантуев М.Г. обратился к Дагестанской таможне с иском о понуждении к возврату 89252 рублей 20 копеек налога на добавленную стоимость (далее - НДС), неосновательно уплаченного им при перемещении товара из Азербайджанской Республики на таможенную территорию Российской Федерации
в июне 2001 года.

Решением суда от 04.02.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2003, исковые требования удовлетворены в полном объеме со ссылкой на часть 2 статьи 13 Федерального закона от 5 августа 2000 года 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“, которой налогоплательщики указанной категории освобождены от уплаты НДС.

Не согласившись с данными судебными актами, Дагестанская таможня обратилась с кассационной жалобой и просит их отменить. Заявитель отмечает, что отношения по уплате НДС по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики, с 1 апреля 2001 года регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29 ноября 2000 года “О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле“, ратифицированным Федеральным законом от 24 марта 2001 года N 31-ФЗ, поэтому его действия по начислению НДС являются правомерными.

Отзыв на кассационную жалобу истцом не представлен.

Изучив материалы дела и рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалованные судебные акты не подлежат отмене или изменению по следующим основаниям.

В июне 2001 года предприниматель Сантуев М.Г., зарегистрированный 11.10.2000 (свидетельство о государственной регистрации N 016119), по грузовой таможенной декларации N 90601/210601/0000469 ввез на таможенную территорию Российской Федерации товары из Азербайджанской Республики, уплатив 89252,2 рубля НДС.

В дальнейшем 05.11.2002 предприниматель Сантуев М.Г. обратился к таможне с требованием о возврате необоснованно уплаченного налога. Письмом от 12.11.2002 таможенный орган отказал в возврате спорной суммы, что послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая судебные акты, суд сделал правильный вывод
об отсутствии у налогоплательщика в данном случае обязанности по уплате НДС.

В соответствии со статьей 4 Соглашения от 29 ноября 2000 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики “О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле“, ратифицированного Федеральным законом от 24 марта 2001 года N 31-ФЗ, товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны и вывозимые с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством. Статьей 1 данного Соглашения предусмотрено, что налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам.

Таким образом, международный договор содержит норму, отсылающую к национальному законодательству стран - участниц Соглашения.

В спорный период отношения по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулировались частью 2 статьи 13 Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“. Согласно данной норме до 1 июля 2001 года при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для начисления предпринимателю 89252,2 рубля НДС.

Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. При наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат
налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

В силу пункта 12 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, установленные для налоговых органов.

При рассмотрении дела судом наличие задолженности предпринимателя по уплате НДС не выявлено. В соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченного налога подано им в течение трехгодичного срока.

Изложенное свидетельствует о том, что суд всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение судебных актов на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.02.2003 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.03.2003 по делу N А15-119/2003-1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.