Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2003 N Ф08-1349/2003-501А В спорный период отношения по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории другой республики, регулировались Федеральным законом “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 28 апреля 2003 года Дело N Ф08-1349/2003-501А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие истца - индивидуального предпринимателя Ибрагимова У.М. и представителей ответчика - Дагестанской таможни, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение от 29.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2003 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-87/2003-1, установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Ибрагимов У.М., осуществляющий деятельность без образования юридического лица, обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан к Дагестанской таможне с иском о возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 826343 рублей.

До принятия решения
истец уточнил исковые требования и просил суд обязать таможенный орган возвратить 786343 рубля излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.

Решением суда от 29.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2003, на Дагестанскую таможню возложена обязанность по возврату индивидуальному предпринимателю Ибрагимову У.М. излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 786343 рублей. В остальной части иска отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ в редакции от 24.03.2001 N 33-ФЗ при ввозе на территорию России товаров, происходящих с территорий государств - участников Содружества независимых государств, до 01.07.2001 налог на добавленную стоимость таможенными органами не взимается.

Дагестанская таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, как принятые с неправильным применением норм материального права, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. По мнению подателя жалобы, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29.11.2000 “О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле“ вступило в силу с 01.04.2001, является международным договором и обладает приоритетом перед нормами национального законодательства, в связи с чем требование истца о возврате уплаченной суммы налога на добавленную стоимость является неправомерным.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в июне 2001 года индивидуальный предприниматель Ибрагимов У.М. ввез на таможенную территорию Российской Федерации с территории
Азербайджанской Республики товар (свежие овощи и фрукты).

Руководствуясь Соглашением от 29.11.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики “О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле“ в связи с перемещением товара через таможенную границу Российской Федерации таможенный орган произвел расчет налога на добавленную стоимость. Согласно таможенным приходным ордерам NN 90605/280601/АБ-373481, 90605/120601/АБ-3723386, 90605/310501/АБ-3723353, 90605/301501/АБ-3723354, 90605/310501/АБ-3723355, 90605/310501/АБ-373356, 90605/030601/АБ-3723364, 90605/290601/ВВ-0888462, 90605/170601/Аб-3723389, 90605/070601/АБ-372345, 90605/220601/АБ-3723455, 90605/010601/АБ-3723408, 90605/040601/АБ-3723417, 90605/010601/АБ-3723406, 90605/010601/АБ-3723404, 90605/010601/АБ-3723407, 90605/010601/АБ-3723405 уплате подлежал налог на добавленную стоимость в общей сумме 826343 рублей.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что налог на добавленную стоимость уплачен предпринимателем Ибрагимовым У.М. в сумме 786343 рублей.

Не согласившись с доначислением к уплате данного налога, предприниматель Ибрагимов У.М. обратился с заявлением от 26.11.2002 в Дагестанскую таможню о возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость. Ответчик письмом от 18.11.2002 N 14-301/18669 отказал истцу в возврате указанной суммы налога, в связи с чем предприниматель обратился в суд с данным иском.

Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции правомерно исходили из того, что отношения по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулируются Соглашением от 29.11.2000, статьей 13 (частью 2) Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“.

Указанное Соглашение устанавливает принцип взимания косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Азербайджанской Республики.

В статье 4 Соглашения установлен принцип налогообложения при ввозе товаров, в соответствии с которым товары, ввозимые на
таможенную территорию государства одной Стороны и вывозимые с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством. Таким образом, международный договор содержит норму, отсылающую к национальному законодательству стран - участниц Соглашения.

В спорный период (июнь 2001 года) отношения по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулировались статьей 13 (частью 2) Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“.

Следует отметить, что Федеральным законом от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ внесены изменения в часть 2 вышеуказанной статьи 13 Федерального закона. Федеральный закон от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ вступил в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования (Собрание законодательства Российской Федерации от 26 марта 2001 года N 13; Парламентская газета от 27 марта 2001 года N 56; Российская газета от 28 марта 2001 года N 61).

Следовательно, до 27.04.2001 действовала часть 2 статьи 13 Федерального закона в редакции от 05.08.2000, а после 27.04.2001 - часть 2 статьи 13 Федерального закона в редакции от 24 марта 2001 года.

Обе редакции части 2 статьи 13 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах“ содержат одинаковое положение о том, что до 1 июля 2001 года при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается. То, что российский законодатель при ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29.11.2000 “О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле“ не предусматривал взимание налога на добавленную стоимость с товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики ранее 01.07.2001, подтверждается обстоятельствами их принятия и одобрения.

Федеральный закон N 31-ФЗ о ратификации межправительственного Соглашения принят Государственной Думой Российской Федерации 21.02.2001, а Федеральный закон N 33-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ - 22.02.2001. При этом оба Федеральных закона одобрены Советом Федерации 14.03.2001, а подписаны Президентом Российской Федерации 24.03.2001.

При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что у предпринимателя Ибрагимова У.М. отсутствовала обязанность по уплате налога на добавленную стоимость по товару, ввезенному из Азербайджанской Республики в июне 2001 года, а у таможенного органа не было оснований требовать от истца уплаты данного налога.

С учетом изложенного оснований для изменения или отмены решения и постановления апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2003 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-87/2003-1 оставить без изменения,
а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.