Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2003 N Ф08-1348/2003-510А У таможенного органа отсутствовали законные основания для начисления предпринимателю НДС, поскольку согласно ФЗ “О введении в действие части второй НК РФ и внесении некоторых изменений в законодательные акты РФ о налогах“ до 1 июля 2001 года НДС не взимался при ввозе товаров, происходящих и ввозимых с территории государств - участников СНГ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 28 апреля 2003 года Дело N Ф08-1348/2003-510А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании представителей сторон: истца - предпринимателя Ибрагимова М.М. - и ответчика - Дагестанской таможни, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение от 30.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2003 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-16/2003-1, установил следующее.

Предприниматель Ибрагимов М.М. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд к Дагестанской таможне (далее - таможня) с иском об обязании возвратить 560529 рублей излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.

Решением от 30.01.2003, оставленным
без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2003, иск удовлетворен.

Судебные акты мотивированы тем, что у таможенного органа отсутствовали законные основания для начисления предпринимателю НДС на товары, ввезенные до 01.07.2001, поскольку согласно части 2 статьи 13 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении некоторых изменений в законодательные акты Российской Федерации о налогах“ до 01.07.2001 НДС не взимался при ввозе товаров, происходящих и ввозимых с территории государств - участников СНГ.

В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что отношения по уплате НДС по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики, с 1 апреля 2001 года регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29 ноября 2000 года “О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле“, ратифицированным Федеральным законом от 24 марта 2001 года N 31-ФЗ. В жалобе содержится заявление о ее рассмотрении без участия представителей таможни.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что решение от 30.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2003 отмене или изменению не подлежат по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Ибрагимов М.М. зарегистрирован в качестве предпринимателя, действующего без образования юридического лица, что подтверждается свидетельством N 206 от 04.01.2001.

При перемещении товаров из Азербайджанской Республики на таможенную территорию Российской Федерации в июне 2001 года по таможенным приходным ордерам NN 90605/130601/АБ-3723505, 90605/060601/АБ-3723371, 90605/070601/АБ-3723374, 90605/050601/АБ-3723368, 90605/260601/ВВ-0888453, 90605/210601/ВВ-0888441, 90605/070601/АБ-3723424, 90605/270601/АБ-3723473, 90605/190601/АБ-3723446, 90605/180601/АБ-3723444 предпринимателем был уплачен налог на добавленную стоимость в общей
сумме 560529 рублей 40 копеек.

Впоследствии предприниматель обратился в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость в сумме 560529 рублей согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Письмом от 28.11.2002 N 14-30/18670 таможенный орган отказал предпринимателю в возврате или зачете НДС на том основании, что взимание налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым из Азербайджанской Республики, правомерно, поэтому уплаченные суммы налога возврату или зачету не подлежат.

Не согласившись с выводами таможенного органа, предприниматель обратился с в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд правомерно исходил из того, что отношения по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29 ноября 2000 года “О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле“ (далее - Соглашение).

Вышеуказанное межправительственное Соглашение устанавливает принцип взимания косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Азербайджанской Республики.

В статье 4 Соглашения установлен принцип налогообложения при ввозе товаров, в соответствии с которым товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны и вывозимые с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством. Таким образом, международный договор содержит норму, отсылающую к национальному законодательству стран - участниц Соглашения.

В период таможенного оформления товаров (июнь 2001 года) отношения по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулировались статьей 13 (частью
2) Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ (далее - Федеральный закон “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации“). Следует отметить, что Федеральным законом от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ внесены изменения в часть 2 вышеуказанной статьи 13 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации“.

Федеральный закон от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ вступил в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования (Собрание законодательства Российской Федерации от 26.03.2001 N 13; Парламентская газета от 27.03.2001 N 56; Российская газета от 28.03.2001 N 61). Таким образом, в период до 27.04.2001 действовала часть 2 статьи 13 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ в редакции от 5 августа 2000 года, а после 27.04.2001 - часть 2 статьи 13 указанного Закона в редакции от 24 марта 2001 года.

Обе редакции части 2 статьи 13 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ содержат одинаковое положение о том, что до 1 июля 2001 года при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств - участников Содружества Независимых Государств, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается.

То, что российский законодатель при ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской
Республики от 29 ноября 2000 года не предусматривал взимание налога на добавленную стоимость с товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, ранее 1 июля 2001 года, подтверждается обстоятельствами их принятия и одобрения. Федеральный закон N 31-ФЗ о ратификации межправительственного Соглашения принят Государственной Думой Российской Федерации 21 февраля 2001 года, а Федеральный закон от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ - 22 февраля 2001 года. При этом оба Федеральных закона одобрены Советом Федерации 14 марта 2001 года, а подписаны Президентом Российской Федерации 24 марта 2001 года.

Таким образом, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в возврате истцу излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 560529 рублей.

Излишне уплаченная сумма налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанного налога (статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что у истца отсутствует задолженность по уплате налогов перед таможенным органом. Таким образом, вывод судебных инстанций о правомерности заявленных истцом требований о возврате излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость в размере 560529 рублей является обоснованным.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается. При указанных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения от 30.01.2003 и постановления апелляционной инстанции от 03.03.2003 у суда кассационной инстанции не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд
Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 03.03.2003 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-16/2003-1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.