Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.08.2002 N Ф08-3120/02-1131А по делу N А15-719/2002-2 У таможенного органа отсутствовали основания требовать от общества уплаты таможенных платежей (налога на добавленную стоимость), так как до 01.07.2001 при ввозе на территорию Российской Федерации товаров с территории Азербайджанской Республики налог на добавленную стоимость таможенными органами России не взимается.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2002 г. N Ф08-3120/02-1131А

Дело N А15-719/2002-2

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Пальцевой И.В., судей Воловик Л.Н. и Яценко В.Н., в отсутствие представителей сторон: общества с ограниченной ответственностью “Технотрейд“ (уведомление N 178 и ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя имеются в деле), общества с ограниченной ответственностью “Алирза“ (уведомление N 3120), Дербентского таможенного поста и Дагестанской таможни, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомления N 88 и б/н имеются в деле), рассмотрев кассационную жалобу Дербентского таможенного поста на решение от 27.04.02 и постановление от 24.06.02 апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики
Дагестан по делу N А15-719/02-2 (судьи Цахаев С.А., Тагирова З.Т., Сулейманов З.М., Абдуллаев К.И., Ахмедов Д.А., Яловецкая Г.Н.), установил следующее.

Решением арбитражного суда от 27.04.02, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.06.02, удовлетворен иск ООО “Технотрейд“ о признании недействительным требования Дербентского таможенного поста от 07.03.02 N 3 об уплате налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Не согласившись с судебными актами, Дербентский таможенный пост обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, поскольку отношения по уплате налога на добавленную стоимость по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации из Азербайджанской Республики, с 01 апреля 2001 года регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29 ноября 2000 года “О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле“, ратифицированным Федеральным законом Российской Федерации от 24 марта 2001 года N 31-ФЗ.

Отзыв на жалобу не представлен.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление арбитражного суда надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ООО “Технотрейд“, являясь таможенным брокером, за счет и по поручению ООО “Алирза“ в период с 07.02.01 по 15.05.01 по таможенной декларации N 90611/140501/0000376 производило таможенное оформление товаров (запасные части для нефтепромыслового оборудования), ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с территории Азербайджанской Республики. Выпуск товара Дербентским таможенным постом разрешен без каких-либо условий и ограничений. Требование об уплате налога на добавленную стоимость таможенным органом также не заявлялось.

07.03.02 в адрес истца Дербентским таможенным постом выставлено требование N 3 об уплате
налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в котором истец извещался о наличии у него задолженности по уплате таможенных платежей (налога на добавленную стоимость и пени по налогу) в общей сумме 86 696 рублей 51 копейка.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд правомерно исходил из того, что отношения по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29 ноября 2000 года “О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле“ (далее - Соглашение).

Вышеуказанное межправительственное Соглашение устанавливает принцип взимания косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Азербайджанской Республики.

В статье 4 Соглашения установлен принцип налогообложения при ввозе товаров, в соответствии с которым товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны и вывозимые с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством. Таким образом, международный договор содержит норму, отсылающую к национальному законодательству стран-участниц Соглашения.

В период таможенного оформления - с 07.02.01 по 15.05.01 - отношения по уплате налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, регулировались статьей 13 (частью 2) Закона Российской Федерации от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ (далее - Федеральный закон “О введении
в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации“). Следует отметить, что Законом Российской Федерации от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ внесены изменения в часть 2 вышеуказанной статьи 13 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации“.

Федеральный закон от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ вступил в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования (Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 26.03.01; Парламентская газета, N 56, 27.03.01; Российская газета, N 61, 28.03.01). Таким образом, в период до 27.04.01 действовала часть 2 статьи 13 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ в редакции от 05 августа 2000 года, а после 27.04.01 - часть 2 статьи 13 указанного закона в редакции от 24 марта 2001 года.

Обе редакции части 2 статьи 13 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ содержат одинаковое положение о том, что до 1 июля 2001 года при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территорий государств-участников Содружества Независимых Государств, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается.

То, что российский законодатель при ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики от 29 ноября 2000 года не предусматривал взимание налога на добавленную стоимость с товаров, происходящих и ввозимых с территории Азербайджанской Республики, ранее 1 июля 2001 года, подтверждается обстоятельствами их принятия и одобрения. Федеральный закон N 31-ФЗ о ратификации межправительственного Соглашения
принят Государственной Думой Российской Федерации 21 февраля 2001 года, а Федеральный закон от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ - 22 февраля 2001 года. При этом оба Федеральных закона одобрены Советом Федерации 14 марта 2001 года, а подписаны Президентом Российской Федерации 24 марта 2001 года.

Таким образом, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания требовать от истца уплаты таможенных платежей (налога на добавленную стоимость) в сумме 86 696 рублей 51 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 162, 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 27.04.02 и постановление от 04.06.02 апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-719/02-2 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

И.В.ПАЛЬЦЕВА

Судьи

Л.Н.ВОЛОВИК

В.Н.ЯЦЕНКО