Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.08.2002 N Ф08-2976/2002-1080А Налогоплательщик вправе воспользоваться правом на возмещение налога на добавленную стоимость по экспортной операции при условии подтверждения достоверными доказательствами факта экспорта товаров (работ, услуг).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 августа 2002 года Дело N Ф08-2976/2002-1080А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью “Дон - Экспресс“, в отсутствие представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Таганрогу, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Таганрогу на решение от 09.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 21.06.2002 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-2501/2002-С5-23, установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Дон - Экспресс“ (далее - ООО “Дон - Экспресс“) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Таганрогу (далее - ИМНС России по г. Таганрогу) с иском (с учетом уточненных в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований) о признании недействительным отказа ИМНС России по г. Таганрогу в возмещении налога на добавленную стоимость по экспорту услуг, содержащегося в решении от 31.01.2002 N 41 о привлечении ООО “Дон - Экспресс“ к ответственности за совершение налогового правонарушения, о признании недействительным решения ИМНС России в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании ответчика возвратить из бюджета налог на добавленную стоимость в сумме 534272 рублей.

Решением от 09.04.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2002, признан недействительным содержащийся в решении от 31.01.2002 N 41 отказ ИМНС России по г. Таганрогу в возмещении налога на добавленную стоимость по экспорту услуг в сумме 698100 рублей, признан недействительным пункт 1 решения ИМНС России по г. Таганрогу от 31.01.2002 N 41 о привлечении ООО “Дон - Экспресс“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания штрафа в сумме 14481 рубля 60 копеек. На ответчика возложена обязанность возместить ООО “Дон - Экспресс“ из федерального бюджета налог на добавленную стоимость в сумме 534272 рублей, уплаченных в составе стоимости услуг поставщикам.

Судебные акты мотивированы тем, что факт экспорта подтверждается материалами дела, а действующее налоговое законодательство не ставит в зависимость возмещение налогоплательщику налога на добавленную стоимость от перечисления в бюджет суммы налога на добавленную стоимость поставщиками товаров, работ или услуг. Суд указал, что уплата поставщику экспортируемых услуг и фактический экспорт услуг состоялись.



ИМНС России по г. Таганрогу подала кассационную жалобу на указанные судебные акты, которые просит отменить. Налоговый орган полагает, что в соответствии с Приказом МНС России от 27.12.2000 N ВГ-3-06/461 “Об усилении контроля за рассмотрением документов, представленных организациями - экспортерами для возмещения из федерального бюджета сумм входного налога на добавленную стоимость“ и письмом МНС России от 15.06.2000 N АС-6-16/451 одним из условий возмещения налога является фактическое поступление от поставщиков сумм налога на добавленную стоимость в бюджет. Податель жалобы полагает, что у истца отсутствует право на возмещение налога на добавленную стоимость, поскольку им не представлены доказательства перечисления данного налога в бюджет поставщиками.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании кассационной инстанции представители ООО “Дон - Экспорт“ просили оставить решение и постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Изучив материалы дела и выслушав представителей ООО “Дон - Экспресс“, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в обоснование правомерности предъявления к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 698100 рублей ООО “Дон - Экспресс“ указывает, что в период 1998, 1999, 2000 годов по договорам с российскими экспортерами осуществляло транспортно - экспедиторское обслуживание грузов, поставляемых иностранным юридическим лицам. По договорам на оказание услуг для осуществления экспедиторской деятельности по перевозке экспортно - импортных грузов морским транспортом ООО “Дон - Экспресс“ в составе цены за оказанные услуги уплатило своим субисполнителям (ООО “Ловэнта“, ООО “Горат“ и ЗАО “ТПМ“) сумму налога на добавленную стоимость, которую и просит возместить из бюджета.

Судебными инстанциями установлено, что в период с 03.09.2001 по 03.11.2001 на основании решения заместителя руководителя ИМНС России по г. Таганрогу от 03.09.2001 N 4344 налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ООО “Дон - Экспресс“ по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налога на добавленную стоимость по операциям, осуществляемым в пределах Содружества независимых государств, за период с 01.01.98 по 01.01.2001 и по вопросу правомерности возмещения налога на добавленную стоимость по экспортным операциям за период с 01.01.98 по 01.01.2001, а также по налогу с продаж за период с 01.10.98 по 01.01.2001. Проверкой установлен факт неполной уплаты налога на добавленную стоимость по операциям, осуществляемым в пределах СНГ в сумме 1587 рублей и по экспортным операциям в сумме 163828 рублей, а также необоснованное предъявление ООО “Дон - Экспресс“ к возмещению налога на добавленную стоимость в сумме 698100 рублей по экспортным операциям.

По результатам проверки составлен акт от 03.01.2002 N 1-ДСП и заместителем руководителя ИМНС России по г. Таганрогу принято решение от 31.01.2002 N 41 о привлечении ООО “Дон - Экспресс“ к налоговой ответственности и взыскании штрафа в сумме 14799 рублей на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога на добавленную стоимость по экспортным операциям и по операциям в пределах СНГ. Пунктом 2 решения отказано в привлечении ООО “Дон - Экспресс“ к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по неподтвержденной актами встречных проверок сумме налога на добавленную стоимость в размере 534272 рублей. Пунктом 3 решения ООО “Дон - Экспресс“ предложено перечислить указанные в пункте 1 решения штрафные санкции, сумму доначисленного налога на добавленную стоимость и пени. В тексте решения содержится отказ в возмещении “входного“ налога на добавленную стоимость в сумме 698100 рублей. При этом отказ налоговой инспекции в возмещении указанной суммы налога обоснован тем, что согласно проведенным запросам и полученным ответам ИМНС России по г. Москве от 10.05.2000 N 11-10/19139, от 13.11.2001 N 04-11/13215, от 01.06.2000 N 02-24/4506 и от 10.05.2000 N 11-10/19141 провести встречную проверку предприятий - поставщиков общества “Дон - Экспресс“ - ООО “Горат“, ООО “Ловэнта“, ЗАО “ТПМ“ - не представляется возможным в связи с непредставлением ими налоговой отчетности в течение продолжительного периода времени и отсутствием обществ по юридическим и фактическим адресам.

С учетом того обстоятельства, что сумма в размере 163828 рублей налога на добавленную стоимость была ранее зачтена налоговым органом в счет уплаты будущих налоговых платежей, общество “Дон - Экспресс“ обратилось в суд с требованием о возмещении по экспортным услугам 534272 рублей налога на добавленную стоимость (698100 рублей - 163828 рублей = 534272 рублей), признании недействительным отказа в возмещении 698100 рублей НДС и признании недействительным решения от 31.01.2002 N 41 налогового органа в части наложения штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату 163828 рублей налога на добавленную стоимость.

Вопросы порядка начисления и уплаты налога на добавленную стоимость в спорном периоде регламентировались положениями Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ и Инструкцией ГНС России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“.

В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.



Согласно пункту 3 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ в случае превышения сумм налога по товарно - материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и материальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.

Аналогичный порядок возмещения (зачета) сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), применяется, в частности, при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, освобожденных от налога в соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 статьи 5 указанного Закона.

В соответствии с пунктом 14 Инструкции ГНС России N 39 от 11.10.1995 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“, действовавшей в спорный период, услуги по транспортировке и обслуживанию экспортируемых за пределы государств - участников СНГ грузов, в том числе услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке относятся к экспортируемым услугам. Для обоснования льгот по налогообложению экспортируемых услуг вышеуказанной Инструкцией предусмотрено, что в налоговые органы представляются в обязательном порядке следующие документы: контракт (копия контракта, заверенная в установленном порядке) российского юридического лица с иностранными или российскими лицами на выполнение работ или услуг; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы или оказанные услуги на счет российского налогоплательщика в российском банке; копии транспортных, или товаросопроводительных, или таможенных, или любых иных документов, подтверждающих вывоз экспортируемых товаров за пределы территории государств - участников СНГ.

Таким образом, налогоплательщик вправе воспользоваться правом на возмещение налога на добавленную стоимость по экспортной операции при условии подтверждения достоверными доказательствами факта экспорта товаров (работ, услуг).

Всесторонне и полно исследовав фактические обстоятельства по делу, дав оценку представленным в материалы дела доказательствам и доводам сторон, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что среди указанных законодателем условий для возникновения права на возмещение (зачет) сумм налога на добавленную стоимость отсутствует такое условие, как фактическое внесение поставщиком в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, поступивших от покупателя в составе покупной цены за реализованные товары (работы, услуги). Законодатель не возлагает на покупателя функцию контроля за выполнением продавцом обязанности по перечислению в бюджет полученных сумм налога на добавленную стоимость за реализованный товар (работы, услуги).

Документы, указанные в пункте 22 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39, представлены истцом и налоговым органом не оспариваются.

ООО “Дон - Экспорт“ представлены доказательства фактического заключения и исполнения договоров на оказание услуг для осуществления деятельности при перевозке экспортно - импортных грузов морским транспортом с ЗАО “ТПМ“, ООО “Ловэнта“, ООО “Горат“, а также доказательства, подтверждающие фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость данным поставщикам. Признаков мнимости или притворности данных договоров налоговым органом не установлено. Факт недобросовестности истца по данным договорам налоговым органом не доказан.

В нарушение статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговым органом не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения от 31.01.2002 N 41.

При таких обстоятельствах у ИМНС России по г. Таганрогу не имелось правовых оснований для отказа в возмещении НДС в сумме 698100 рублей и привлечении истца к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 14481 рубля.

Неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене решения и постановления апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.04.2002 и постановление апелляционной инстанции от 21.06.2002 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-2501/2002-С5-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.