Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.06.2002 N Ф08-1576/2002-586А Ошибочный вывод суда о незаконности принятия Закона края “О едином налоге на вмененный доход от деятельности по розничной торговле горюче-смазочными материалами через автозаправочные станции...“ повлиял на правильность принятого решения, в связи с чем суд не исследовал всех обстоятельств дела и не дал им правовой оценки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 6 июня 2002 года Дело N Ф08-1576/2002-586А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в отсутствие сторон, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по г. Железноводску на решение от 24.12.2001 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.2002 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-3538/2001-С4, установил следующее.

Предприниматель Мудрецов Н.И. обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия должностных лиц Инспекции МНС РФ по г. Железноводску, выразившегося в невыдаче свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход за
апрель - декабрь 2002 года на розничную торговлю горюче - смазочными материалами, и об обязании ответчика выдать свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход за апрель - декабрь 2001 года на осуществление розничной торговли ГСМ на АЗС N 1 по адресу: пос. Иноземцево, ул. Гагарина, 210, в соответствии с положениями Закона Ставропольского края “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ставропольского края“ от 18.11.98 N 32-КЗ в редакции Закона от 30.05.2000 N 18-КЗ (далее - Закон СК N 32-КЗ).

Решением суда, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции, иск удовлетворен в полном объеме. При этом судебные инстанции руководствовались тем, что Законом Ставропольского края “О едином налоге на вмененный доход от деятельности по розничной торговле горюче - смазочными материалами через автозаправочные станции на территории Ставропольского края“ от 23.02.2001 N 15-КЗ (далее - Закон СК N 15-КЗ) на территории Ставропольского края фактически введен новый налог - единый налог на вмененный доход от деятельности по розничной торговле горюче - смазочными материалами через автозаправочные станции, что противоречит действующему законодательству, а именно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс), установившим обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ акты законодательства о налогах и сборах, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. В связи с чем Закон СК N 15-КЗ не подлежит применению к рассматриваемым
правоотношениям и расчет сумм единого налога на вмененный доход от деятельности по розничной торговле ГСМ должен производиться на основании Закона СК N 32-КЗ.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция МНС РФ по г. Железноводску обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда отменить, в иске отказать в связи с неправильным применением судебными инстанциями норм материального права.

Изучив материалы дела, кассационный суд считает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене ввиду следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 149-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности отнесен к системе региональных налогов (подпункт “е“ пункта 1 статьи 20 Закона об основах налоговой системы) и согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ (далее - Закон N 148-ФЗ) единый налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая региональный характер налога, Закон N 148-ФЗ носит рамочный характер. Определив основные принципы налогообложения вмененного дохода организаций и предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности, он предоставил право законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определять конкретные виды деятельности, подлежащие переводу на уплату единого налога (в пределах перечня, установленного пунктом 1 статьи 3 Закона N 148-ФЗ), а также размер вмененного дохода, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога, иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи
3 Закона Ставропольского края N 32-КЗ установлено, что плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли горюче - смазочными материалами. При этом пунктом 2 статьи 3 Закона СК N 32-КЗ предусмотрено, что налогообложение деятельности по розничной продаже горюче - смазочных материалов регулируется отдельным Законом Ставропольского края.

Судом сделан ошибочный вывод о том, что Законом СК N 15-КЗ фактически введен новый налог и Закон СК N 15-КЗ не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, так же как и вывод о том, что в отношении даты вступления его в силу подлежит применению абзац третий пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Указанным Законом введен не новый налог, а установлен иной порядок его исчисления налогоплательщиками, осуществляющими розничную торговлю горюче - смазочными материалами через автозаправочные станции.

В этом случае следует руководствоваться абзацем первым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Таким образом у судов не было оснований для удовлетворения исковых требований по этим мотивам.

На основании представленных расчетов истец оплатил в бюджет 721133 рубля суммы единого налога на вмененный доход за 2, 3 и 4 кварталы 2001 года на основании Закона Ставропольского края от 23.02.2001 N 15-КЗ. Позже истцом письмом от 16.11.2001 были представлены уточненные декларации на сторнирование налога за апрель - декабрь 2001 на розничную торговлю ГСМ
на АЗС N 1. Истец просил зачесть излишне уплаченную во 2 и 3 кварталах 2001 года сумму налога в счет уплаты за последующие периоды 2002 года, а также просил выдать свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход. Основанием для изменений и дополнений в представленные декларации послужило то обстоятельство, что, по мнению истца, Законом Ставропольского края N 15-КЗ фактически введен новый налог.

Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ предусматривает, что свидетельство об уплате единого налога является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком этого налога и выдается органом не позднее трех дней со дня уплаты налога на период, за который налогоплательщик произвел его уплату. Уплата производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 процентов суммы единого налога за календарный месяц. Налоговый период по единому налогу установлен в один квартал.

Ошибочный вывод суда о незаконности принятия Закона СК N 15-КЗ повлиял на правильность принятого решения, в связи с чем суд не исследовал всех обстоятельств дела и не дал им правовой оценки.

При новом рассмотрении суду необходимо установить момент, с которого у истца возникла обязанность по уплате единого налога на вмененный доход, с учетом даты опубликования Закона Ставропольского края от 23.02.2001 N 15-КЗ в средствах массовой информации и налогового периода по этому налогу.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 174, пунктом 3 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.12.2001 и постановление апелляционной инстанции от 04.03.2002 по делу N А63-3538/2001-С4 Арбитражного суда Ставропольского края отменить и передать дело на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию.

Постановление вступает
в законную силу с момента принятия и обжалованию не подлежит.