Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 09.03.2004 N КА-А40/1069-04 Суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявление о признании недействительным ненормативного акта исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о передаче в оперативное управление третьему лицу недвижимого имущества, т.к. данное имущество отнесено к федеральной собственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 9 марта 2004 г. Дело N КА-А40/1069-04“

(извлечение)

Министерство имущественных отношений Российской Федерации обратилось в суд с иском о признании недействительным Постановления Правительства города Москвы от 3 июня 1997 года N 417 “О передаче в оперативное управление учебно-воспитательному корпусу N 128 недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Вербина, дом 4, строения 1 - 5, 7“.

В обоснование своих требований истец ссылался на то, что указанное имущество является федеральной собственностью и Правительство Москвы не вправе им распоряжаться.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 сентября 2003
года по делу N А40-34195/03-125-246 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 18.12.03 по тому же делу решение отменено, иск удовлетворен.

При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что спорное имущество в соответствии с Приложением N 2 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ относится к федеральной собственности. В установленном порядке данное имущество в государственную собственность не передавалось, поэтому Правительство Москвы не вправе было этим имуществом распоряжаться.

В кассационную инстанцию постановление обжаловали: Правительство города Москвы и Москомрегистрация. В жалобах ставится вопрос об отмене постановления и оставлении силе решения суда.

По мнению Правительства Москвы, суд неправильно применил Приложение N 2 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991. Следовало бы применить Приложение N 3, где установлено, что объекты народного образования относятся к муниципальной собственности или к собственности субъекта Федерации. Неправильно применив закон, суд ошибочно вынес решение, признав незаконным распоряжение Правительства города Москвы.

Москомрегистрация в жалобе указывает, что суд необоснованно привлек указанный орган к участию в деле. По мнению заявителя, при признании недействительным акта госоргана Москомрегистрация в силу своих обязанностей самостоятельно вносит в реестр собственности все изменения.

В жалобе указывается, что заявленный Минимуществом иск о признании недействительным зарегистрированного права собственности на спорные объекты не подлежал рассмотрению в суде, поскольку такое право может быть оспорено, но не признано недействительным.

В заседании кассационной инстанции представители заявителей поддержали доводы жалоб. Доводы жалоб также поддержали представители ГУ
“Профессиональный лицей N 345“.

Представители Минимущества России и Московского государственного социального университета Министерства труда России возражали против доводов, изложенных в кассационной жалобе. В дело представлены письменные отзывы.

Законность постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2002 года по настоящему делу проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа. Оснований для его отмены не найдено.

Как усматривается из обстоятельств дела, Минимущество России оспорило в судебном порядке Постановление Правительства г. Москвы N 417 от 03.06.97, которым было передано в оперативное управление учебно-воспитательному комплексу N 128 недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Вербина, дом 4, строения 1, 2, 3, 4, 5, 7.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело, правомерно пришел к выводу, что спорное имущество является федеральной собственностью, в установленном порядке субъекту федерации не передавалось, поэтому Правительство г. Москвы не имело права им распоряжаться, в связи с чем признал данное постановление недействительным.

Выводы суда апелляционной инстанции являлись правильными.

Судом установлено, что учебно-воспитательный комплекс N 128 был образован на основании приказа Исполкома Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию 29.11.96 как городское профессионально-техническое училище на базе производственного Треста “Центрэлектромонтаж“ Министерства энергетики и электрификации СССР.

Весь имущественный комплекс являлся собственностью РСФСР.

Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, Приложением N 2 данное имущество отнесено к федеральной собственности. Порядок передачи такого имущества в собственность субъектов Федерации установлен Положением “Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и
порядка оформления прав собственности“, утвержденным Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп.

В соответствии с названным порядком передача имущества в собственность субъекта Федерации произведена не была, о чем свидетельствуют доказательства, представленные истцом.

Из постановления суда апелляционной инстанции усматривается, что все доводы и соображения ответчиков проверены, им дана надлежащая оценка, вступать в переоценку доказательств суд не вправе. Правительством Москвы не представлено доказательств, что спорное имущество является собственностью субъекта федерации.

Правильно, в соответствии с нормами ст. 40 АПК РФ к участию в деле привлечена Москомрегистрация, поскольку кроме ненормативного акта Правительства Москвы оспаривалось зарегистрированное право оперативного управления учебно-воспитательного комплекса N 128 на недвижимое имущество. Поэтому доводы Москомрегистрации, перечисленные в жалобе, неосновательны.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Арбитражного суда города Москвы от 18 декабря 2003 г. по делу N А40-24195/03-125-246 оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Москвы и Москомрегистрации - без удовлетворения.