Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2002 N Ф08-145/2002 В иске о взыскании штрафа за неуплату налога отказано, поскольку налоговым органом пропущен установленный Налоговым кодексом срок обращения с иском о взыскании налоговых санкций (срок давности взыскания санкций).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 31 января 2002 года Дело N Ф08-145/2002

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании представителей войсковой части 42677 (далее - в/ч 42677) и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Курганинскому району Краснодарского края (далее - Инспекция МНС России), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2001 по делу N А32-19730/2001-23/551, установил следующее.

Решением арбитражного суда отказано в удовлетворении иска Инспекции МНС
России о взыскании с в/ч 42677 налоговых санкций в размере 304084 руб. 31 коп. в виде штрафа по статье 122 (пункту 1) Налогового кодекса Российской Федерации в связи с пропуском налоговым органом срока давности взыскания санкций.

В кассационной жалобе на решение арбитражного суда Инспекция МНС России просит отменить судебный акт, как принятый с нарушением норм процессуального права, поскольку арбитражным судом неправильно определен момент, с которого начал течь срок давности взыскания санкций по настоящему делу, что повлекло незаконный отказ во взыскании налоговых санкций. По мнению налогового органа, днем обнаружения правонарушения следует считать день проведения камеральной проверки и вынесения соответствующего решения, а не день представления налогоплательщиком заявления о внесении изменений и дополнений в налоговые декларации.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает решение арбитражного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

03.04.2001 войсковая часть 42677 представила в налоговый орган дополнительные расчеты по налогам на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы и на добавленную стоимость, согласно которым доплате подлежит 195637 руб. 80 коп. и 1324783 руб. 79 коп. налогов соответственно.

04.06.2001 Инспекцией МНС России проведена камеральная налоговая проверка в/ч 42677 за декабрь 2000 года. В ходе проверки установлено, что при подаче налогоплательщиком заявления о дополнении и изменении налоговых деклараций (расчетов) по налогам на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы и на добавленную стоимость вч 42677 не была уплачена недостающая сумма налогов - 195637 руб. 80 коп. и 1324783 руб. 79 коп. соответственно. В этой связи налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик не может
быть освобожден от ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 81 (пунктом 4) Налогового кодекса России.

04.06.2001 Инспекцией МНС России решением N 22 с в/ч 42677 взыскано 39127 руб. 56 коп. и 264956 руб. 76 коп. штрафов по статье 122 (пункту 1) Налогового кодекса России за несвоевременную уплату налогов на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы и на добавленную стоимость.

Войсковая часть 42677 в добровольном порядке налоговые санкции не уплатила, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 304084 руб. 31 коп. налоговых санкций в принудительном порядке.

Отказывая в иске, арбитражный суд исходил из того, что налоговое правонарушение, выразившееся в неуплате налогоплательщиком в установленный законом срок налогов на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы и на добавленную стоимость, ответственность за которое предусмотрена в статье 122 (пункте 1) Налогового кодекса России, имело место. Однако оснований для взыскания штрафа с налогоплательщика в судебном порядке не имеется, поскольку налоговым органом пропущен установленный в статье 115 (пункте 1) Налогового кодекса России 6-месячный срок обращения с иском о взыскании налоговых санкций (срок давности взыскания санкций).

Кассационная инстанция считает выводы арбитражного суда о пропуске налоговым органом срока обращения в арбитражный суд с иском законными и обоснованными.

Так, днем обнаружения налоговым органом правонарушения арбитражный суд обоснованно посчитал день подачи налогоплательщиком дополнительных налоговых деклараций, то есть 03.04.2001. Срок давности взыскания штрафа за непредставление налогоплательщиком расчетов по налогам на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы и на добавленную стоимость за декабрь 2000 года истек 03.10.2001.

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с
иском о взыскании налоговых санкций согласно входящему номеру на исковом заявлении 01.11.2001, то есть по истечении установленного в статье 115 (пункте 1) Налогового кодекса России срока давности взыскания налоговых санкций.

Довод налогового органа о том, что срок давности взыскания налоговых санкций надлежит считать с момента проведения Инспекцией МНС России камеральной налоговой проверки и принятия решения от 04.06.2001 о привлечении налогоплательщика к ответственности, подлежит отклонению.

Согласно статье 115 (пункту 1) Налогового кодекса России налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Данный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. В случае пропуска налоговым органом этого срока арбитражный суд отказывает в удовлетворении иска о взыскании штрафа.

Исчисление срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки.

Составление налоговым органом акта (протокола) по результатам использования иных форм контроля Налоговым кодексом России не предусмотрено.

Следовательно, установленный статьей 115 (пунктом 1) Налогового кодекса России срок в таких случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего налогового правонарушения. Изложенная позиция согласуется с пунктом 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5.

Днем обнаружения в данном случае является не момент проведения налоговым органом камеральной проверки, а день представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации. Дополнительные налоговые декларации представлены войсковой частью 42677 в налоговый орган 03.04.2001, то есть уже 03.04.2001 Инспекция МНС России обладала информацией о совершенном правонарушении, в связи с чем срок обращения в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа истек 03.10.2001.

При таких обстоятельствах у
суда кассационной инстанции отсутствуют основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 171, 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.11.2001 по делу N А32-19730/2001-23/551 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.