Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2004 по делу N А26-6553/03-28 Поскольку ООО неправомерно применило в спорный период льготу по НДС, предусмотренную налоговым законодательством, а также в нарушение п. 4 ст. 170 НК РФ не вело раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций, в результате чего у ИМНС отсутствовала возможность определить сумму налоговых вычетов по НДС, решение ИМНС о взыскании штрафных санкций и доначислении сумм спорного налога и пеней признано судом законным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2004 года Дело N А26-6553/03-28“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. А.В., судей Кирейковой Г.Г., Клириковой Т.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Игал“ юрисконсульта Меламедова В.В. (доверенность от 28.09.2004), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия специалиста Осиповой О.В. (доверенность от 19.01.2004 N 1.4-07/9), рассмотрев 30.09.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Игал“ на решение от 09.02.2004 (судья Кохвакко В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 30.03.2004 (судьи Зинькуева И.А., Романова О.Я., Кудрявцев Н.И.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-6553/03-28,

УСТАНОВИЛ:

Общество
с ограниченной ответственностью “Игал“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - Инспекция) от 12.09.2003 N 4.2-247.

Решением суда от 09.02.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.03.2004, признано “незаконным решение налогового органа в части доначисления Обществу налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и применения налоговых санкций за III квартал 2002 года в связи с применением Обществом льготы по НДС, по факту необоснованного применения которого Общество уже было привлечено к налоговой ответственности решением Инспекции от 04.02.2003 N 4.4-03/51“.

В удовлетворении остальной части заявления Обществу отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями положений статей 15, 201 и 167 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит отменить принятые решение и постановление суда.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Инспекции просил судебные акты оставить без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно материалам дела Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления и своевременности перечисления Обществом в бюджет НДС за период с 01.01.2003 по 31.03.2003.

В ходе налоговой проверки Инспекция выявила неправомерное применение Обществом льготы по НДС, предусмотренной подпунктом “х“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость“ в 2000 году и подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в 2001, 2002 годах и в I квартале 2003 года.
Кроме того, Обществом в нарушение пункта 4 статьи 170 НК РФ не велся раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций. Таким образом, у Инспекции отсутствует возможность определить сумму налоговых вычетов по НДС.

По результатам проверки Инспекция составила акт от 11.08.2003 N 4.2-248, на основании которого, с учетом представленных Обществом разногласий по акту проверки, приняла решение от 12.09.2003 N 4.2-247 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 991034 руб. штрафа за неуплату НДС, и о доначислении 4964172 руб. НДС и 1788179 руб. 24 коп. пеней. На основании названного решения Обществу выставлены требования N 45737 и N 45739 об уплате начисленных сумм налога, пеней и штрафа.

Общество не согласилось с решением Инспекции и обжаловало его в арбитражный суд.

Признавая решение налогового органа незаконным в части привлечения Общества к налоговой ответственности и доначисления НДС за III квартал 2002 года, судебные инстанции исходили из того, что Общество оспариваемым решением привлечено к налоговой ответственности за неуплату НДС за III квартал 2002 года, а также ему вменена неуплата 773078 руб. НДС за данный период, при этом в эту недоимку включена сумма НДС в размере 346519 руб., за неуплату которой Общество уже привлекалось к налоговой ответственности решением Инспекции от 04.02.2003.

Вместе с тем необоснованность использования заявителем льготы в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ по реализованным в 2001 году - I квартале 2003 года товарам, приобретенным у иных поставщиков, подтверждена судебными актами по ряду
дел, в частности по делу N А26-1186/03-23. У Общества также отсутствует надлежащий бухгалтерский учет, в частности операций, облагаемых НДС.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для переоценки выводов судов и отмены принятых по делу судебных актов.

Неправомерен и довод жалобы Общества о нарушении судом норм процессуального права.

Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации регламентирует порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

В силу положений статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав
и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В данном случае судебные инстанции обоснованно признали решение налогового органа в части.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает нарушения судебными инстанциями норм материального и процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.02.2004 и постановление апелляционной инстанции от 30.03.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-6553/03-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Игал“ - без удовлетворения.

Председательствующий

АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

КЛИРИКОВА Т.В.