Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.11.2001 N Ф08-3918/2001 Заявленный энергоснабжающей организацией спор о компенсации затрат, понесенных в связи с предоставлением льгот, предусмотренных статьей “Обеспечение сотрудников милиции жилой площадью“ Федерального закона “О милиции“, подведомственен арбитражному суду. Такие отношения регулируются, в частности, статьей “Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления“ Гражданского кодекса РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 28 ноября 2001 года Дело N Ф08-3918/2001“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с участием представителей от открытого акционерного общества “Тбилисскаярайгаз“, представителя от Министерства финансов в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, представителей от департамента по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края, в отсутствие представителей Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края по Тбилисскому району, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев кассационную жалобу ОАО “Тбилисскаярайгаз“ на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2001 по делу N А32-13074/2001-6/408, установил
следующее.

ОАО “Тбилисскаярайгаз“ предъявило в Арбитражный суд Краснодарского края иск к департаменту по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края (далее - Департамент), Финансовому управлению департамента по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края по Тбилисскому району (далее - Финансовое управление), Министерству финансов РФ о взыскании 2343 руб. 24 коп. - компенсации за предоставление потребителю льгот по оплате услуг по газоснабжению, 110 руб. госпошлины и 164 руб. исполнительного сбора, всего - 2617 руб. 24 коп., взысканных с истца по решению суда общей юрисдикции.

Определением от 18.09.2001 производство по делу в части взыскания компенсации прекращено, по остальным требованиям в иске отказано. Определение мотивировано тем, что требование о взыскании компенсации по существу является требованием о выделении средств из бюджетов различных уровней, такие обязательственные отношения регулируются бюджетным законодательством и спор не подведомственен арбитражному суду. Отказ во взыскании исполнительного сбора и госпошлины мотивирован отсутствием правовых оснований для взыскания.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе на определение ОАО “Тбилисскаярайгаз“ просит его отменить, считая, что судом нарушены положения ст. 30 ФЗ “О милиции“, предусматривающей компенсацию предоставленных льгот из средств бюджета. Заявитель указывает на то, что он не заявлял требований о выделении или перераспределении средств из бюджета, которые могут разрешаться лишь в законодательном порядке. Предметом иска являлось возмещение вреда, причиненного бездействием государственных органов и органов местного самоуправления, не воспользовавшихся правом законодательной инициативы при принятии законов о бюджете на определенные финансовые годы. Такой спор заявитель считает подведомственным арбитражному суду.

В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю просит оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь
на то, что в соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство к данным отношениям не применяется.

Суд правильно определил предмет спора - выделение средств из федерального бюджета, который не подведомственен арбитражному суду.

В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон настаивали на изложенных доводах.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает определение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением Тбилисского районного суда Краснодарского края от 27.10.2000 с ОАО “Тбилисскаярайгаз“ в пользу работника милиции Полякова И.П. взыскано 2343 руб. 24 коп. произведенной им с 1997 года переплаты за пользование газом, поскольку он в соответствии со ст. 30 ФЗ “О милиции“ имеет право на льготную оплату коммунальных услуг. Указанным Законом предусмотрено, что предоставляемая сотрудникам милиции льгота компенсируется из средств бюджетов, за счет которых финансируются соответствующие подразделения милиции.

Исходя из этих положений Закона, если льгота предоставлена за счет энергоснабжающей организации, занимающейся коммерческой деятельностью и не обязанной отвечать по обязательствам государства, вытекающим из принятых государством законов, то у этой организации возникает право требования к государству в лице соответствующих органов компенсации затрат. По своей правовой природе такие требования являются требованиями о возмещении убытков, регулируемыми, в частности, статьей 16 Гражданского кодекса РФ.

Для удовлетворения требования о возмещении убытков должно быть доказано наличие обязательства, факт его неисполнения или ненадлежащего исполнения, вина обязанного лица, причинная связь между нарушением обязательства и возникшими убытками. Такой спор является экономическим и подведомственен суду. Регулирование возникших отношений, в частности, нормами бюджетного законодательства не создает препятствий для рассмотрения спора в суде.

В статье 239 Бюджетного кодекса РФ предусматривается возмещение убытков на основании
судебного акта за счет бюджетных средств, утвержденных в законодательном порядке в составе расходов бюджета. Таким образом, законодательством определены предпосылки судебного взыскания либо отказа во взыскании убытков из бюджетных средств.

Судом должно быть установлено наличие или отсутствие этих предпосылок, в частности, законность или незаконность действий (бездействия) названных в указанных нормах органов, исходя из того, утверждены ли в законодательном порядке соответствующие расходы. Процессуальным законодательством не предусмотрена возможность разрешения по существу части заявленных исковых требований в определении о прекращении производства по делу, ввиду неподведомственности суду другой части спора. В этом случае подведомственные суду требования подлежат выделению в отдельное производство.

При вынесении обжалуемого определения суд не учел соответствующих положений закона, в связи с чем определение подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

Руководствуясь статьями 171, 174 - 177, 179 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2001 по делу N А32-13074/2001-6/408 отменить.

Дело направить на рассмотрение по существу в первую инстанцию Арбитражного суда Краснодарского края. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.