Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23.10.2001 N Ф08-3436/2001 Реализация на автозаправочной станции одновременно бензина различных марок (для обслуживания транспортных средств) и керосина (для бытовых нужд населения) обязывает налогоплательщика обеспечить раздельное ведение учета реализации бензина и керосина и уплачивать по первому виду деятельности единый налог, а по второму - рассчитываться по налогам в порядке, установленном ранее.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 23 октября 2001 года Дело N Ф08-3436/2001“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей ООО “Долгий и Ко, ЛТД“, Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Армавиру Краснодарского края (далее - Инспекция МНС России), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2001 по делу N А32-8648/2001-40/199, установил следующее.

Решением арбитражного суда удовлетворен иск ООО “Долгий и Ко, ЛТД“ о признании недействительным требования Инспекции МНС России N 3110 от 26.01.2001
в части 505969 руб. единого налога на вмененный доход, 120531 руб. пени и 49448 руб. штрафа.

В кассационной жалобе на решение арбитражного суда налоговый орган просит судебный акт в части признания недействительным требования N 3110 от 26.01.2001 отменить, как принятый с нарушением норм процессуального права, и в иске полностью отказать. По мнению Инспекции МНС России, арбитражный суд необоснованно пришел к выводу о том, что если на АЗС одновременно с бензином различных марок реализуется керосин для населения, то единый налог на вмененный доход от реализации бензина не уплачивается, а организация уплачивает налоги от данного вида деятельности по прежней системе налогообложения.

В судебном заседании представители Инспекции МНС России уточнили доводы кассационной жалобы, указав, что судебный акт обжалуется только в части признания недействительным требования N 3110 от 26.01.2001 в части 208120 руб. единого налога за 3-й квартал 2000 года и 31258 руб. пени, в части 297849 руб. единого налога за 1-й и 2-й кварталы 2000 годы, 89274 руб. пени и 49448 руб. штрафов налоговый орган признал исковые требования (письмо от 17.07.2001 N 07/9364 - л.д. 60-61) и с решением суда в данной части согласен.

Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает решение арбитражного суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

ООО “Долгий и Ко, ЛТД“ осуществляет торговлю горюче - смазочными материалами через две стационарные автозаправочные станции (далее - АЗС), расположенные в г. Армавире по ул. Володарского, 1 и на автомобильной дороге федерального значения “Кавказ“ 288 км (далее - ФАД “Кавказ“ 288 км).

Инспекция МНС России направила ООО “Долгий и
Ко, ЛТД“ уведомление от 07.06.2000 о переводе с 01.07.2000 на уплату единого налога на вмененный доход от реализации горюче - смазочных материалов на АЗС, расположенных по ул. Володарского, 1 и ФАД “Кавказ“ 288 км, при этом установлен вмененный доход за 3-й квартал в размере 495720 руб. и 892296 руб. соответственно.

Письмом от 30.06.2000 N 57 ООО “Долгий и Ко, ЛТД“ уведомило налоговый орган о том, что с 01.07.2000 принадлежащие налогоплательщику вышеуказанные АЗС будут осуществлять реализацию керосина для населения.

26.01.2001 Инспекцией МНС России в адрес ООО “Долгий и Ко, ЛТД“ выставлено требование N 3110 об уплате задолженности по различным налогам, пени и штрафов, имеющихся у налогоплательщика по состоянию на 26.01.2001, в том числе 505969 руб. единого налога, 120531 руб. пени и 49448 руб. штрафов.

04.06.2001 налогоплательщик обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным требования N 3110 в части 505969 руб. единого налога за 1 - 3 кварталы 2000 года, 120531 руб. пени и 49448 руб. штрафов.

17.07.2001 налоговый орган письмом N 07/9364 признал обоснованными исковые требования в части 297649 руб. единого налога за 1 - 2 кварталы 2000 года, а также 31258 руб. пени и 49448 руб. штрафов.

Решением арбитражного суда иск удовлетворен полностью, при этом арбитражный суд исходил из того, что до 01.07.2000 налогоплательщик не был переведен на уплату единого налога, а уплачивал налоги по прежней системе налогообложения. С 01.07.2000 налогоплательщик на принадлежащих ему АЗС, расположенных по ул. Володарского, 1 и ФАД “Кавказ“ 288 км, осуществляет реализацию керосина для населения, а в силу подпункта “е“ пункта 3 Закона Краснодарского края от 06.11.98 N
155-КЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ (далее - Закон Краснодарского края “О едином налоге...“ или Закон) реализующие керосин АЗС не являются плательщиками единого налога на вмененный доход.

Суд пришел к выводу, что Законом от уплаты единого налога освобождаются не отдельные раздаточные пистолеты, а автозаправочные станции в целом.

Кроме того, арбитражный суд пришел к выводу о том, что факт реализации в 3-м квартале 2000 года бензина различных марок на принадлежащих истцу спорных АЗС не доказан, протоколы досмотра доказательством данного факта не являются.

При этом арбитражный суд не учел следующих обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, что повлекло принятие неверного решения.

В Краснодарском крае отношения по уплате единого налога на вмененный доход для розничной торговли горюче - смазочными материалами в 3-м квартале 2000 года регулировались Законом Краснодарского края от 06.11.98 N 155-КЗ “О едином налоге...“ в редакции от 10.03.2000.

Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что плательщиками единого налога являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю горюче - смазочными материалами. Не переводятся на уплату единого налога стационарные и передвижные (нестационарные) АЗС, осуществляющие реализацию керосина для населения.

В статье 5 Закона установлены объект налогообложения единым налогом, порядок ведения бухгалтерского учета и предоставление отчетности. Частью 3 статьи 5 предусмотрено, что при осуществлении одновременно видов деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, и видов деятельности, не облагаемых единым налогом на вмененный доход, учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому из них. В части 4 статьи 5 Закона указано, что для налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность в сфере розничной торговли горюче - смазочными материалами через АЗС,
расчет единого налога на вмененный доход производится отдельно на каждый раздаточный пистолет, используемый в хозяйственной деятельности (в редакции от 10.03.2000).

В статье 2 Закона (в редакции от 10.03.2000) даны определения основных понятий, используемых в данном Законе, в том числе “топливораздаточного пистолета“ (условное обозначение физического показателя, включающее совокупность технических приспособлений, с помощью которых осуществляется отпуск горюче - смазочных материалов) и “количества раздаточных пистолетов, используемых в хозяйственной деятельности“ (физический показатель, характеризующий фактическую возможность автозаправочной станции (АЗС) одновременно обслужить максимальное число транспортных средств. Для целей налогообложения количество раздаточных пистолетов, используемых в хозяйственной деятельности, не может быть меньше количества реализуемых видов топлива на данной АЗС).

Порядок расчета единого налога определен в статье 4 (части 2) Закона, при этом указано, что сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности согласно приложению к Закону.

Таким образом, Законом Краснодарского края “О едином налоге...“ определены налогоплательщики и все элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки исчисления налога), что в соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации позволяет считать единый налог на вмененный доход для розничной торговли горюче - смазочными материалами законно установленным.

Характеристика таких физических показателей, как “топливораздаточный пистолет“ и “количество раздаточных пистолетов, используемых в хозяйственной деятельности“, позволяет согласиться с доводами налогового органа о том, что используемое в Законе понятие “автозаправочная станция“ или АЗС служит для определения производственного подразделения организации - налогоплательщика, на котором обслуживаются транспортные средства и через которое извлекается доход от реализации бензина и
керосина.

Автозаправочная станция плательщиком какого-либо налога не является, равно как от уплаты единого налога не может быть освобожден отдельный раздаточный пистолет или автозаправочная станция в целом. Согласно статье 19 Налогового кодекса России плательщиком любых налогов и, соответственно, получателем налоговых льгот являются организации и физические лица.

По смыслу Закона Краснодарского края “О едином налоге...“ следует, что реализация на АЗС одновременно бензина различных марок (для обслуживания транспортных средств) и керосина (для бытовых нужд населения) обязывает организацию - налогоплательщика обеспечить раздельное ведение учета реализации бензина и керосина и уплачивать по первому виду деятельности единый налог, а по второму - рассчитываться по налогам в порядке, установленном ранее.

Выводы арбитражного суда об отсутствии доказательств факта реализации в 3-м квартале 2000 года бензина различных марок на принадлежащих истцу спорных АЗС не соответствует материалам дела. Из представленных ООО “Долгий и Ко, ЛТД“ приложений к кассовым отчетам “Показатели счетчиков по контрольно - кассовым машинам и сведения о выручке предприятия“ по спорным АЗС за отдельные числа сентября 2000 года следует, что на указанных АЗС осуществлялась реализация бензина марок А-76 и Аи-92.

При таких обстоятельствах налоговый орган обоснованно выставил налогоплательщику требование об уплате 208120 руб. единого налога на вмененный доход за 3-й квартал 2000 года и 31258 руб. пени.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 91, 95, 171, 174, 175 (пунктом 2), 176 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.07.2001 по делу N А32-8648/2001-40/199 в части признания недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Армавиру N 3110 от
26.01.2001 в части 208120 руб. единого налога на вмененный доход и 31258 руб. пени отменить, в иске в данной части отказать.

В остальной части решение арбитражного суда от 18.07.2001 оставить без изменения.

Взыскать с ООО “Долгий и Ко, ЛТД“ в доход федерального бюджета 531 руб. государственной пошлины по иску и кассационной жалобе.

Арбитражному суду Краснодарского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.