Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.08.2001 N Ф08-2406/2001 Министерство внутренних дел Российской Федерации не является ни собственником, ни распорядителем средств федерального бюджета для внутренних войск и, следовательно, ответственность за финансово-хозяйственную деятельность подразделений внутренних войск нести не может.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 августа 2001 года Дело N Ф08-2406/2001“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от ЗАО “ОПХ “Центральное“, в отсутствие представителей в/ч 6765 и МВД Российской Федерации, рассмотрев кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение от 28.04.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4240/2001-47/83, установил следующее.

ЗАО “ОПХ “Центральное“ обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к войсковой части 6765 о взыскании 557605 рублей задолженности по договорам энергоснабжения.

Решением от 28.04.2001 иск удовлетворен. С Министерства внутренних дел Российской Федерации
за счет казны Российской Федерации в пользу ЗАО “ОПХ “Центральное“ взыскано 557605 рублей. В иске к войсковой части 6765 отказано.

Решение мотивировано тем, что факт задолженности не оспаривается ответчиком и подтвержден материалами дела. Поскольку ответчик не имеет денежных средств, необходимых для погашения задолженности, суд пришел к выводу о необходимости взыскания суммы долга с Министерства внутренних дел Российской Федерации как распорядителя бюджетных средств.

В кассационной жалобе Министерство внутренних дел Российской Федерации просило отменить решение. Заявитель жалобы указал, что Министерство внутренних дел Российской Федерации не осуществляет функции по распределению и распоряжению выделенных бюджетных средств подразделениям внутренних войск.

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО “ОПХ “Центральное“ отклонило ее доводы, считая, что МВД Российской Федерации является надлежащим ответчиком, а Главное командование внутренних войск МВД Российской Федерации является его структурным подразделением. Войсковая часть отзыв на жалобу не представила.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, считает, что решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между ЗАО “ОПХ “Центральное“ и войсковой частью 6765 заключены договоры теплоснабжения от 01.01.99 N 21 и от 11.01.2000 N 86.

Указанные договоры подписаны командиром воинской части 6765 и заверены печатью. В тексте договоров содержатся номер расчетного счета потребителя и другие банковские реквизиты, что свидетельствует об осуществлении воинской частью самостоятельной хозяйственной деятельности.

Согласно акту сверки расчетов по состоянию на 15.01.2001 задолженность потребителя за предоставленные услуги составила 557605 рублей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации“ соединения и воинские части входят в состав округов внутренних войск, которые
в гражданско-правовых отношениях выступают в качестве организаций и могут быть юридическими лицами.

Финансирование воинских частей Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральными законами “О федеральном бюджете на 1999 год“ и “О федеральном бюджете на 2000 год“ предусматривается в самостоятельном подразделе “Внутренние войска“.

Следовательно, ответственность по обязательствам, вытекающим из договоров от 01.01.99 N 21 и от 11.01.2000 N 86, должен нести или сам потребитель или то юридическое лицо, через которое непосредственно осуществляется финансирование войсковой части 6765.

Согласно подпункту 22 пункта 2 Положения о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 03.03.99 N 281, в функции командования входит распределение ассигнований из федерального бюджета по смете внутренних войск для их материально-технического обеспечения.

Имущество внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации согласно статье 4 Федерального закона “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации“ находится в федеральной собственности и передается внутренним войскам в пользование на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, Министерство внутренних дел Российской Федерации не является ни собственником, ни распорядителем средств федерального бюджета для внутренних войск и, следовательно, ответственность за финансово-хозяйственную деятельность подразделений внутренних войск нести не может.

При новом рассмотрении дела истцу следует уточнить исковые требования, а суду исследовать юридический статус Главного командования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации; определить, кто является распорядителем средств федерального бюджета для внутренних войск; в чью структуру входит войсковая часть 6765.

После исследования перечисленных обстоятельств нужно решать вопрос о том, кто должен нести ответственность по договорам от 01.01.99 N 21 и от 11.01.2000 N 86.

Таким образом, решение подлежит отмене, как
принятое по неполно исследованным обстоятельствам, с направлением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2001 по делу N А32-4240/2001-47/83 отменить и передать дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.