Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.06.2001 N Ф08-1861/2001 Налоговый орган вправе проверить правильность исчисления, полноты и своевременности перечисления взносов в государственные внебюджетные фонды и привлечь плательщика к ответственности за несвоевременную уплату взносов в указанные фонды.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 25 июня 2001 года Дело N Ф08-1861/2001“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании представителей ОАО “Зерноградгидроагрегат“ и Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Зерноградскому району Ростовской области (далее - Инспекция МНС России), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.03.2001 по делу N А53-1842/2001-С5-5, установил следующее.

Решением арбитражного суда удовлетворен иск Инспекции МНС России в части взыскания с ОАО “Зерноградгидроагрегат“
45595 руб. 38 коп. штрафа по статье 122 (пункту 1) Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога на добавленную стоимость в период 1997 - 1999 годах в результате занижения налоговой базы. Во взыскании 2860 руб. 89 коп. штрафов по статье 122 (пункту 1) Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога с продаж (в 1998 году), взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (в 1997 - 1999 годах), Фонд обязательного медицинского страхования (в 1998 году), Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (в 1998 году), Фонд социального страхования Российской Федерации (в 1998 году) в иске отказано.

Законность и обоснованность решения арбитражного суда в апелляционной инстанции не проверялись.

В кассационной жалобе на решение арбитражного суда Инспекция МНС России просит судебный акт в части отказа во взыскании 2860 руб. 89 коп. штрафа отменить как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, и иск в данной части удовлетворить, поскольку вывод суда об отсутствии у налогового органа полномочий на проведение проверки плательщика по вопросам своевременности взносов в различные внебюджетные фонды и привлечение его к ответственности за неуплату взносов ошибочен.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает решение арбитражного суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС России в период с 11.05.2000 по 16.06.2000 проведена выездная налоговая проверка ОАО “Зерноградгидроагрегат“ по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет налогов на добавленную стоимость с владельцев автотранспортных средств на реализацию горюче - смазочных материалов, с продаж и транспортного налога (за период с 01.05.97 по 01.12.99), взносов в
Пенсионный фонд России (с 01.10.97 по 31.12.99), Фонд обязательного медицинского страхования (с 01.04.98 по 31.12.99), Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (с 01.07.97 по 31.12.99), Фонд социального страхования Российской Федерации (с 01.01.98 по 31.12.99). По результатам проверки составлен акт от 14.08.2000 N 250, согласно которому у ОАО “Зерноградгидроагрегат“ выявлена недоимка по налогам на добавленную стоимость, с продаж, с владельцев автотранспортных средств, а также взносам в Пенсионный фонд России, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения России, Фонд социального страхования России.

На основании результатов проверки Инспекцией МНС России принято решение от 26.09.2000 N 138 о привлечении ЗАО “Зерноградгидроагрегат“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафов в размере 48456 руб. 27 коп. по статье 122 (пункту 1) Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налогов на добавленную стоимость (45595 руб. 38 коп. штрафа), с продаж (35 руб. 85 коп.), взносов в Пенсионный фонд России (2538 руб. 38 коп.), Фонд обязательного медицинского страхования (98 руб. 28 коп.), Государственный фонд занятости населения России (40 руб. 94 коп.), Фонд социального страхования России (147 руб. 94 коп.).

Поскольку налогоплательщик в добровольном порядке сумму штрафов не уплатил, налоговый орган обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 48456 руб. 27 коп. штрафов.

Арбитражный суд обоснованно удовлетворил исковые требования в части взыскания 45595 руб. штрафа по статье 122 (пункту 1) Налогового кодекса России за неполную уплату налога на добавленную стоимость.

Арбитражный суд также обоснованно в мотивировочной части указал, что исковые требования в части взыскания 35 руб. 85 коп. штрафа по статье 122 (пункту 1) Налогового кодекса России за
неполную уплату налога с продаж подлежат удовлетворению, однако в резолютивной части данная сумма штрафа с налогоплательщика не взыскана. Решение арбитражного суда в части отказа во взыскании 35 руб. 85 коп. штрафов подлежит отмене, а данная сумма штрафа - взысканию с налогоплательщика.

Отказывая в удовлетворении 2825 руб. 54 коп. штрафов по статье 122 (пункту 1) Налогового кодекса России за неполную уплату взносов в Пенсионный фонд России, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения России, Фонд социального страхования России, арбитражный суд исходил из того, что у налогового органа не было полномочий на осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления взносов в государственные внебюджетные фонды, данными полномочиями были наделены соответствующие государственные внебюджетные фонды, в связи с чем Инспекция МНС России неправомерно привлекла плательщика к ответственности в данной части.

Выводы арбитражного суда в данной части ошибочны и не соответствуют действовавшему законодательству. Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1211 “О мерах по обеспечению полноты и своевременности поступления обязательных платежей в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации“ (пункт 1 Указа), пунктом 11 “Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, пунктом 3 “Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)“, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2288 и Федерального закона от 05.05.97 N 77-ФЗ), пунктом 27 “Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации“ на налоговые органы возложены функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления
взносов в вышеуказанные государственные внебюджетные фонды. Указанными нормативными актами Пенсионный фонд России, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения России и Фонд социального страхования России наделяются правами налоговых органов, однако сами налоговые органы таких прав не лишаются.

Таким образом, налоговый орган правомерно провел проверку правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления взносов в вышеуказанные государственные внебюджетные фонды в 1997 - 1999 годах и привлек плательщика к ответственности за несвоевременную уплату взносов в указанные фонды. Решение арбитражного суда в части отказа во взыскании 2825 руб. 54 коп. штрафов по статье 122 (пункту 1) Налогового кодекса России за неполную уплату взносов в Пенсионный фонд России, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения России, Фонд социального страхования России подлежит отмене, а исковые требования в данной части - удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 171, 174, 175 (пунктом 2), 176 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.03.2001 по делу N А53-1842/2001-С5-5 в части отказа во взыскании с ОАО “Зерноградгидроагрегат“ 2860 руб. 89 коп. штрафных санкций за неуплату взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, 35 руб. 85 коп. штрафных санкций за неуплату налога с продаж отменить, иск в данной части удовлетворить.

Взыскать с ОАО “Зерноградгидроагрегат“ 2896 руб. 74 коп. штрафных санкций в доход бюджета.

В остальной части решение арбитражного суда от 12.03.2001 оставить без изменения.

Взыскать с ОАО “Зерноградгидроагрегат“ в доход бюджета 217 руб. 26 коп. госпошлины по иску в отмененной
части и кассационной жалобе.

Арбитражному суду Ростовской области выдать исполнительные листы.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.