Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.05.2001 N Ф08-1420/2001-446А При отсутствии возможности внесения наличных денежных средств работником предприятия от лица предприятия непосредственно на расчетный счет иного предприятия, внесение денежных средств работниками ответчика в кассу других предприятий не является основанием для вывода об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного Указом Президента РФ “О мерах по выполнению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения“.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 21 мая 2001 года Дело N Ф08-1420/2001-446А“
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в заседании представителя ОАО “Седин - Тонар“, рассмотрев кассационную жалобу Территориальной инспекции МНС РФ N 3 г. Краснодара на решение от 14.02.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-1373/2001-53/47, установил следующее.
Территориальная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 г. Краснодара (далее по тексту ТИ МНС РФ N 3 г. Краснодара) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании с открытого акционерного общества “Седин - Тонар“ штрафных санкций в сумме 2246 руб. за нарушение п. 9 Указа Президента РФ N 1212 от 18.08.96 “О мерах по выполнению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения“.
Решением суда от 14.02.2001 в иске отказано на том основании, что истцом не доказан факт совершения ответчиком действий, за которые установлена ответственность пунктом 9 Указа Президента РФ от 18.08.96 N 1212.
ТИ МНС РФ N 3 г. Краснодара не согласилась с решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2001 и обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять новое решение, считая, что представленные в судебное заседание материалы подтверждают факт нарушения ответчиком п. 9 Указа Президента РФ от 18.08.96 N 1212.
Представитель ОАО “Седин - Тонар“ в заседании суда кассационной инстанции просил решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2001 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа, изучив материалы дела в порядке статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя ОАО “Седин - Тонар“, считает, что судебный акт подлежит отмене как принятый по неполно исследованным фактическим обстоятельствам дела, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 25 по 29 сентября 2000 года ТИ МНС РФ N 3 г. Краснодара проведена проверка ОАО “Седин - Тонар“ по вопросам своевременного и полного внесения платежей в бюджет за период с 01.09.99 по 01.09.2000, по результатам которой составлен акт N 04-20/304 и принято решение от 18.10.2000 N 04-20/310 о привлечении ОАО “Седин - Тонар“ к ответственности в соответствии с п. 9 Указа Президента РФ N 1212 от 18.08.96 в виде взыскания штрафных санкций в 2-х кратном размере произведенных выплат наличными денежными средствами из кассы предприятия в сумме 2246 руб.
Из акта налоговой проверки следует, что на 01.09.2000 ОАО “Седин - Тонар“ имеет задолженность перед бюджетом в сумме 1879328 руб., в которой недоимка по налогам составляет 971747 руб.
В акте проверки дан анализ сумм, поступивших в кассу ОАО “Седин - Тонар“ за проверяемый период как выручка и, минуя расчетный счет общества, израсходованных на его нужды. Из 154971 руб. выручки, поступившей в кассу ОАО “Седин - Тонар“, проверкой признано израсходованными в нарушение пункта 9 Указа Президента РФ N 1212 от 18.08.96 95050 руб., в том числе на заработную плату - 93927 руб.; общехозяйственные расходы - 703 руб.; в подотчет - 420 руб. Сумма 95050 руб. выдана в подотчет работникам ОАО “Седин - Тонар“ и внесена последними в кассы других юридических лиц в обход расчетного счета общества.
В соответствии с п. 9 Указа Президента РФ от 18.08.96 N 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения“ предприятия могут получать наличные денежные средства в банках или иных кредитных организациях только с расчетного и бюджетного счетов, при этом предприятия имеют право на получение наличных денежных средств в размере, необходимом на оплату труда, хозяйственные нужды, а также командировочные расходы, и не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц - владельцев счетов, минуя свой расчетный счет. За несоблюдение этого порядка на предприятие налоговым органом или федеральным органом налоговой полиции налагается штраф в 2-х кратном размере суммы произведенного взноса.
Отказывая в иске, суд исходил из недоказанности налоговым органом факта внесения ОАО “Седин - Тонар“ денежных средств, полученных в подотчет физическими лицами, на счета других юридических лиц, минуя свой расчетный счет, под которым понимаются расчетные счета, а не касса.
Между тем, судом не дана оценка тому обстоятельству, что внесение юридическим лицом наличных денежных средств непосредственно на расчетный счет другого юридического лица законодательством, действовавшим в проверяемый период, не предусмотрено.
Расчетно - кассовые центры и кредитные организации в соответствии с п. 6 Указаний ЦБ РФ от 12.11.96 N 360 не вправе принимать в свою кассу от юридических лиц наличные денежные средства для зачисления их на счета третьих лиц. При расчетах наличными деньгами они должны вносить их непосредственно в кассу юридического лица.
При отсутствии установленной действующим законодательством возможности внесения наличных денежных средств работником предприятия от лица предприятия непосредственно на расчетный счет иного предприятия, внесение денежных средств работниками ОАО “Седин - Тонар“ в кассу других предприятий не является основанием для вывода об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного п. 9 Указа Президента РФ N 1212 от 18.08.96.
Судом не исследован вопрос, касающийся назначения расходов (общехозяйственные расходы, расчеты с подотчетными лицами) из кассы ОАО “Седин - Тонар“, не установлено, было ли у ответчика разрешение обслуживающего банка на расходование поступающей в кассу выручки без внесения на свой расчетный счет и если было, то на какие цели, не исследованы доказательства ведения ответчиком расчетов с другими предприятиями минуя свой расчетный счет, не учтены нормы Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, статьи 38 и 282, при оценке правомерности применения к ОАО “Седин - Тонар“ ответственности по п. 9 Указа Президента РФ N 1212 от 18.08.96.
Таким образом, судебный акт подлежит отмене как принятый по неполно выясненным, имеющим для дела обстоятельствам, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо дать полную и всестороннюю оценку фактическим обстоятельствам, указанным в мотивировочной части настоящего постановления суда кассационной инстанции и материалам дела, установить наличие состава правонарушения, исходя из смысла и текста пункта 9 Указа Президента РФ N 1212 от 18.08.96.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 174, 175 (п. 3), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.02.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-1373/2001-53/47 отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию.
Вопросы распределения судебных расходов по кассационной жалобе решить при новом рассмотрении дела.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.