Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.05.2001 N Ф08-1193/2001 по делу N А15-1526/00-14 Дело передано на новое рассмотрение, так как при рассмотрении дела арбитражным судом оставлены без оценки и исследования доводы ответчика и третьих лиц о том, что истец виновен в нарушении установленного нормативными актами порядка предоставления заявки (данных) о выделении дотации, в связи с чем она им не была получена.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 мая 2001 г. N Ф08-1193/2001

Дело N А15-1526/00-14

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Плотниковой Л.Н., судей Спириденко Т.А., Рогальского С.В., в отсутствие представителей сторон и третьих лиц, надлежаще извещенных в времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу КФХ “Надежда“ на решение от 20.12.00 (судья Омаров Р.О.) Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1526/00-14 установил следующее.

КФХ “Надежда“ обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, Управлению сельского хозяйства Левашинского района, отделению Федерального казначейства по Левашинскому району о взыскании денежной суммы 61 642 рубля 50
копеек, в том числе 27 000 рублей государственной дотации и 34 642 рублей процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с апреля 1997 по октябрь 2000.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Управление Федерального казначейства Республики Дагестан и Администрация Левашинского района.

Истец отказался от иска в отношении отделения Федерального казначейства по Левашинскому району, отказ принят судом и производство по делу в этой части прекращено.

Решением арбитражного суда от 20.12.00 иск удовлетворен частично, с Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД в пользу истца взыскано 390 рублей дотации, в удовлетворении остальной части иска отказано.

Решение суда мотивировано тем, что исковые требования обоснованны в части взысканной суммы, исходя из количества поголовья овцекозоматок, на которое должны быть распределены дотационные денежные средства. Отказ во взыскании суммы процентов по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации суд мотивировал тем, что данная норма не подлежит применению к отношениям, связанным с выделением дотаций из государственного бюджета.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе КФХ “Надежда“ указало, что не согласно с решением суда в части отказа во взыскании 26 610 рублей основного долга и просит удовлетворить иск полностью. По мнению КФХ “Надежда“, суд необоснованно пришел к выводу о том, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан надлежащим образом исполнило обязанность по передаче в адрес истца денежных дотаций, выделяемых из федерального бюджета, по истребованию из средств бюджета суммы дотаций.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Российской Федерацией выработаны мероприятия по
поддержке овцепроизводителей, в том числе в форме дотаций на затраты, связанные с перегоном овцепоголовья с зимних пастбищ на летние и наоборот. Министерством финансов Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации утвержден Порядок государственной поддержки овцеводства в 1997 году, с распространением его действия на 1998 год. Распоряжением от 10.06.98 N 95 Администрации Левашинского района Республики Дагестан предусмотрено выделение в пользу истца на указанные выше цели дотации в сумме 20 000 рублей, исходя из того, что на основании предварительно произведенного Администрацией распределения дотационных средств между хозяйствами предполагаемая общая сумма фактически выделенного дотационного ассигнования составляет 250 000 рублей.

Копией реестра Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан от 03.06.98 по перечислению средств федерального бюджета на 1998 год подтверждается перечисление из бюджета в адрес Левашинского района 250 000 рублей на поддержку овцеводства. Данным реестром установлен иной порядок распределения денежных средств, чем предполагалось в Распоряжении от 10.06.98 N 95 Администрации Левашинского района, так как из общей перечисленной бюджетной суммы 200000 рублей предназначены двум конкретным получателям. Судом указано, что оставшиеся 50 000 рублей должны быть распределены между хозяйствами района, исходя из общей численности овцепоголовья. Правовое основание такого распределения арбитражный суд не указал.

Делая данный вывод, суд не исключил из общей численности поголовья района количество овец тех хозяйств, которым по реестру предназначены 200 000 рублей, ввиду чего определение судом размера дотации в сумме 390 рублей нельзя признать обоснованным. Остались не выясненными обстоятельства, связанные с распределением и расходованием Администрацией дотационных 50000 рублей, не выяснены конкретные получатели дотаций и право указанных лиц на получение бюджетных средств.

При рассмотрении спора арбитражный суд
не обсудил вопрос о предмете иска. Если истец требует перераспределения фактически выделенных и использованных иными хозяйствами бюджетных денежных средств, то арбитражному суду следует обсудить вопрос о том, является ли предметом иска истребование денежных средств от хозяйств, неосновательно их получивших, но не привлеченных к участию в деле в качества ответчиков. При установлении, что предметом иска является взыскание убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязанностей по выдаче предусмотренной законодательством дотации на поддержку овцеводческих хозяйств в 1998 году, необходимо исследовать вопросы о том, в чем выразилось нарушение при распределении выделенных бюджетных средств, какие обязательные к исполнению акты были нарушены, кто должен являться ответчиком в случае дефицитного бюджетного финансирования в 1998 году, подведомствен ли арбитражному суду данный спор.

При рассмотрении дела арбитражным судом оставлены без оценки и исследования доводы ответчика и третьих лиц о том, что истец виновен в нарушении установленного нормативными актами порядка предоставления заявки (данных) о выделении дотации, в связи с чем она им не была получена. При таких обстоятельствах следует признать, что решение арбитражного суда вынесено без достаточной полноты исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для принятия правильного судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 20.12.00 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1526/00-14 отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

Л.Н.ПЛОТНИКОВА

Судьи

Т.А.СПИРИДЕНКО

С.В.РОГАЛЬСКИЙ