Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 02.04.2001 N Ф08-307/2001 по делу N А15-1207/2000-1 Иск о признании недействительным решения органа государственной власти субъекта РФ о взыскании с истца в доход федерального бюджета бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, удовлетворен, так как бюджетные средства использованы по целевому назначению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 апреля 2001 г. N Ф08-307/2001

Дело N А15-1207/2000-1

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Э.В. Боровка, судей В.А. Бобровой и И.В. Пальцевой, в отсутствие в судебном заседании представителей колхоза “Гергебильский“, Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - Управление федерального казначейства), Отделения Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Гергебильскому району Республики Дагестан (далее - Отделение федерального казначейства), Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан (далее - Минсельхоз РД), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Управления федерального казначейства на решение от 03.10.2000 (судьи Д.А. Ахмедов, З.Т. Тагирова, С.А. Цахаев) и постановление апелляционной инстанции от 05.12.2000 (судьи М.С. Исаев, Х.И. Гаджиев, Г.Н. Яловецкая) Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1207/2000-1, установил следующее.

Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, удовлетворены исковые требования колхоза “Гергебильский“ о признании недействительным решения Управления федерального казначейства от 16.03.1998 N 04-236 о взыскании с истца в доход федерального бюджета 53 514 руб. бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, и 48 468 руб. штрафа; Арбитражный суд обязал Управление федерального казначейства возвратить колхозу “Гергебильский“ из федерального бюджета 101 982 руб., взысканных с истца на основании предписания от 16.03.1998 N 04-236. В части требований о признании недействительным акта проверки Отделения федерального казначейства от 01.09.1997 производство по делу прекращено.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Минсельхоз РД.

В кассационной жалобе на решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции Управление федерального казначейства просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и отказать в удовлетворении иска, поскольку имеющиеся в деле материалы подтверждают нецелевое использование бюджетных средств их получателем.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Отделением федерального казначейства проведена проверка целевого использования средств федерального бюджета, выделенных Гергебильскому району на капитальные вложения в 4 квартале 1996 года, по результатам которой составлен акт от 01.09.1997, согласно которому колхозом “Гергебильский“ 23 октября и 12 декабря 1996 года получено 7,3 т муки высшего сорта и 17,5 т муки 1 сорта на сумму 20 492 000 руб. и 40 022 500 руб. (в масштабе цен 1996 года), на общую сумму 60 514 500 руб.; указанная мука получателем не оприходована, а передана третьему лицу (индивидуальному предпринимателю У. Саидовой; по состоянию на 01.09.1997 в кассу колхоза “Гергебильский“ поступило 17,8 млн. руб., из которых на целевые нужды (покупку саженцев для питомника, рассады для овощей и зарплату работникам колхоза) использовано 7 млн. руб.; установлено нецелевое использование 53 514 000 руб., в том числе 43 млн. руб. находятся у третьего лица (предпринимателя У. Саидовой) и 10 млн. руб. использовано на погашение долгов колхоза, хозяйственные нужды и содержание управленческого аппарата. налогоплательщик не уплатил в 2000 году налог с продаж, размер недоимки составил 234 347 руб., пени - 13 705 руб. Предложено взыскать с получателя бюджетных средств в доход федерального бюджета 53 514 000 руб. использованных не по целевому назначению денежных средств и 17 069 000 руб. штрафа.

Управлением федерального казначейства вынесено предписание от 16.03.1998 N 04-236, в соответствии с которым Отделению федерального казначейства поручено взыскать с колхоза “Гергебильский“ в доход федерального бюджета 53 514 руб. бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, и 48 468 руб. штрафа в размере двойной учетной ставки.



На основании инкассовых поручений Отделением федерального казначейства с колхоза “Гергебильский“ в доход бюджета взыскано 57 789 руб., 43 000 руб., 596 руб. и 597 руб., общая сумма взысканных с истца сумм составляет 101 982 руб.

Удовлетворяя исковые требования колхоза “Гергебильский“ о признании недействительным представления Управления федерального казначейства от 16.03.1998, арбитражный суд исходил из того, что органами федерального казначейство не представлены доказательства получения колхозом “Гергебильский“ денежных средств из федерального бюджета для использования по целевому назначению.

Колхоз “Гергебильский“ не отрицает получение в октябре 1996 года 16,6 т муки 1 сорта и 6,78 т муки высшего сорта, что подтверждается подписанным председателем колхоза актом ревизии, составленным главным контролером-ревизором Гергебильской районной администрации. Согласно заключению к акту ревизии, вырученные от реализации муки денежные средства израсходованы на выплату заработной платы работникам и управленческому персоналу колхоза, приобретение запасных частей, садового инструмента, пиломатериалов, уплату налогов, канцтовары; не по целевому назначению использовано 900 руб., которые израсходованы на выплату заработной платы по трудовым соглашениям и на приобретение краски.

Арбитражным судом первой и апелляционной инстанции дана оценка представленным сторонами доказательствам и установлены следующие обстоятельства.

Минсельхоз РД получил муку различных сортов, в том числе и спорную, от Федеральной контрактной корпорации “Росхлебопродукт“ по соглашению от 07.08.1996 N 372/40 с участием Минсельхозпрода России, в пределах средств, предназначенных для компенсации и дотаций за 1995-1996 годы.

Минсельхозом РД полученная мука передана управлению сельского хозяйства Гергебильского района по договору поставки товара в счет зачета взаимных требований от 13.09.1996 N 92, согласно которому Минсельхоз РД обязался поставить муку различных сортов, гречневую крупу и сахар на общую сумму 150 млн. руб., а управление сельского хозяйства Гергебильского района обеспечить выборку указанной продукции и распределение ее между сельскохозяйственными производителями с проведением зачета задолженности по капитальным вложениям, дотациям, компенсациям и стихийным бедствиям 1995-1996 годов. Оплата поставляемой муки осуществляется посредством списания образовавшейся задолженности Минсельхоза РД по финансированию из федерального бюджета перед управлением сельского хозяйства и предприятием.

Арбитражный суд обоснованно указал, что Управление федерального казначейства не доказало, что вырученные колхозом “Гергебильский“ от реализации полученной в 4 квартале 1996 года муки высшего и первого сортов денежные средства необходимо было использовать на конкретные цели в соответствии с целевыми программами.

Арбитражный суд исследовал представленные доказательства и пришел к выводу о том, что вырученные колхозом “Гергебильский“ от реализации спорной муки денежные средства использованы на производственные нужды, в том числе на приобретение саженцев и рассады, закладку многолетних насаждений, приобретение техники, выплату заработной платы и т.д. Разница между стоимостью полученной колхозом “Гергебильский“ муки и вырученной от ее реализации суммы определялась снижением цен на товарном рынке данной продукции. Доказательств того, что колхоз “Гергебильский“ передал третьим лицам спорную муку для реализации по заниженным ценам, не представлено.

Арбитражным судом первой и апелляционной инстанций дана оценка всем имеющимся в деле доказательствам, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен полномочиями по переоценке доказательств.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.



Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение от 03.10.2000 и постановление апелляционной инстанции от 05.12.2000 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-1207/2000-1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

Э.В.БОРОВОК

Судьи

В.А.БОБРОВА

И.В.ПАЛЬЦЕВА