Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.06.2000 N Ф08-1332/2000-367А Доводы налоговой инспекции о том, что льготы по местным налогам предоставлялись инвалидам - физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, и не распространяются на общественные организации инвалидов, не приняты во внимание, т.к. Законом РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“ такие льготы для общественных организаций инвалидов предусмотрены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 15 июня 2000 года Дело N Ф08-1332/2000-367А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в отсутствие представителей сторон: ИМНС РФ по Усть - Донецкому району и Усть - Донецкого районного правления ВОИ, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС РФ по Усть - Донецкому району на решение от 07.02.2000 и постановление от 05.04.2000 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14645/99-С5-5, установил следующее.

Решением суда, оставленным без изменения апелляционной инстанцией, признано недействительным постановление ГНИ по Усть - Донецкому
району N 5 от 23.04.99. В части иска об обязании ГНИ по Усть - Донецкому району выплатить истцу компенсацию морального вреда в сумме 50000 рублей, причиненного инвалидам, отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Инспекция МНС РФ по Усть - Донецкому району, правопреемник ГНИ по Усть - Донецкому району, подала кассационную жалобу, в которой просит решение и постановление суда отменить и отказать истцу в иске.

Заявитель указывает в жалобе, что истец, Усть - Донецкое районное правление ВОИ, неправомерно пользовался льготами по уплате местных налогов, налога на пользователей автомобильных дорог. В отзыве на жалобу Усть - Донецкое районное правление ВОИ (далее по тексту - правление ВОИ) считает судебные акты правильными и не подлежащими отмене.

В судебное заседание представители сторон не явились. Судом получены ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей сторон.

Проверив законность решения и постановления суда по материалам дела, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы ввиду следующего.

На основании акта налоговой проверки от 15.03.99 за период с 01.10.97 по 01.10.98 руководителем налоговой инспекции принято постановление N 5 от 23.04.99 о взыскании с Усть - Донецкого правления ВОИ налогов в общей сумме 12005 рублей 05 копеек (налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, целевого сбора на содержание милиции), 2960 рублей 19 копеек пени и 2401 рубля 01 копейки штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ. Так как правление ВОИ является структурным подразделением общественной организации - Всероссийского общества инвалидов, судебными инстанциями признано обоснованным пользование истцом налоговыми льготами.

В соответствии со статьей 34
Закона РФ “О социальной защите инвалидов в РФ“ государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов. Доводы кассационной жалобы о том, что льготы по местным налогам решением Малого совета народных депутатов N 92 от 03.07.92 “О введении местных налогов“ предоставлялись инвалидам - физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, и не распространяются на общественные организации инвалидов, не могут быть приняты во внимание, так как вышеназванным Федеральным законом такие льготы предусмотрены. Государственная поддержка адресована одной и той же категории граждан - инвалидам и поэтому не может ставить общественные организации инвалидов в худшее положение, не обеспечивая принцип равенства возможностей инвалидов. Вышеизложенное относится и к доводам жалобы об отсутствии льготы для общественных организаций инвалидов в перечне юридических лиц, которым предоставлена льгота по налогу на пользователей автомобильных дорог решением Законодательного собрания области об областном территориальном дорожном фонде на 1997 - 1998 годы. При таких обстоятельствах кассационная жалоба подлежит отклонению.

Судом правомерно отказано в иске в части требования о компенсации морального вреда.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает такой способ защиты гражданских прав.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. Размер компенсации морального вреда определяется с учетом степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица,
которому причинен вред.

Поскольку юридическое лицо не может испытывать физических или нравственных страданий, ему невозможно причинить моральный вред.

Поэтому исходя из смысла статей 151 и 152 Гражданского кодекса Российской Федерации право на компенсацию морального вреда предоставлено только физическому лицу.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 07.02.2000 и постановление от 05.04.2000 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14645/99-С5-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.