Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.12.1999 N Ф08-2830/99 Требование о компенсации расходов по предоставлению льгот военнослужащим вытекает не из гражданско-правовых, а из бюджетно-финансовых отношений, которые в силу статьи “Подведомственность дел“ Арбитражного процессуального кодекса РФ неподведомственны арбитражному суду.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 декабря 1999 года Дело N Ф08-2830/99“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, рассмотрев кассационную жалобу Шпаковской районной администрации Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.03.99 и постановление апелляционной инстанции от 12.10.99 по делу N А63-93/99-С3, установил следующее.

АООТ “Фреон“ обратилось с иском к Шпаковской районной государственной администрации о взыскании задолженности за невыплаченную компенсацию военнослужащим в размере 68000 рублей и банковских процентов за пользование чужими денежными
средствами в сумме 98600 рублей.

Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, со Шпаковской районной государственной администрации в пользу АООТ “Фреон“ взыскано 68000 рублей ущерба в виде невозмещенных расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом “О статусе военнослужащих“. В остальной части иска отказано.

Решение суда обосновано тем, что жилой дом, заселенный военнослужащими, закреплен за районной администрацией на праве оперативного управления. Ответчик самостоятельно формирует территориальный бюджет, в котором обязан предусмотреть статью расходов по компенсации льгот военнослужащим. Отсутствие данной статьи расходов в краевом бюджете не освобождает ответчика от оплаты ущерба, понесенного истцом. Требования о взыскании банковских процентов за пользование чужими денежными средствами судом отклонены в связи с отсутствием между сторонами договорных отношений.

Шпаковская районная государственная администрация обратилась с кассационной жалобой на решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции, в которой просит судебные акты отменить и передать дело на новое рассмотрение.

В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на отсутствие договора о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот военнослужащим, между администрацией района и АООТ “Фреон“. Судом не учтено, что Шпаковская районная администрация не является самостоятельным субъектом межбюджетных отношений, ее территориальный бюджет входит в консолидированный бюджет Ставропольского края, принимается и утверждается Государственной думой Ставропольского края и на протяжении нескольких лет утвержденные правительством края суммы не перекрывают необходимые потребности территориального бюджета.

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что АООТ “Фреон“ являлось заказчиком по строительству жилого дома, расположенного в с. Шпаковском по ул. Ленина, 199. С апреля 1995
года по июнь 1996 года до сдачи жилого дома на баланс МП ЖКХ истец в полном размере производил соответствующим предприятиям оплату за предоставленные коммунальные услуги в квартирах, занимаемых семьями военнослужащих. В свою очередь военнослужащие, пользуясь установленными законодательством льготами, в указанный период оплачивали АООТ “Фреон“ только 50% стоимости коммунальных услуг. Размер причиненного истцу убытка в сумме 68000 рублей подтверждается материалами дела. Убытки у истца образовались в связи с не возмещением ему расходов, связанных с предоставлением указанных льгот Шпаковской районной администрацией, которой необходимые средства на основании Постановления Правительства РФ от 12.07.96 N 790 должны быть выделены за счет бюджета Ставропольского края. Соответствующая статья расходов в краевом бюджете не предусмотрена.

В соответствии со статьей 124, пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Требование, с которым истец обратился в суд, вытекает не из гражданско - правовых, а из бюджетно - финансовых отношений, которые в силу статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ неподведомственны арбитражному суду.

Из материалов дела следует, что рассмотренный судом спор касается истребования компенсационных средств из краевого бюджета и перераспределения районного бюджета. При таких обстоятельствах принятие судом искового заявления и разрешение спора по существу является ошибочным, поскольку действующим законодательством возможность судебной защиты нарушенных интересов хозяйствующих субъектов в сфере финансовых отношений не предусмотрена. Арбитражным процессуальным кодексом РФ споры по поводу выделения средств из бюджетов различных уровней, перераспределения средств между бюджетами не отнесены к компетенции арбитражных судов. Отсюда следует, что исковое заявление не должно быть
принято к рассмотрению, поэтому судебные акты подлежат отмене, а производство по делу - прекращению.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 22, 85 (пункт 1), 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.03.99 и постановление апелляционной инстанции от 12.10.99 по делу N А63-93/99-С3 отменить. Производство по делу прекратить.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.