Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.11.1999 N Ф08-2351/99-642А Согласно Закону РФ “Об акцизах“ ставки акцизов на нефть устанавливаются Правительством РФ. В спорный период действовали Постановления Правительства РФ, которыми установлены дифференцированные ставки акциза на нефть. Истец в указанный в них перечень не включен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 11 ноября 1999 года Дело N Ф08-2351/99-642А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества “Каббалкнефтетоппром“, в отсутствие представителя Управления МНС РФ по КБР, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления МНС РФ по КБР на решение Арбитражного суда Кабардино - Балкарской Республики от 30.07.99 по делу N 27/4, установил следующее.

Открытое акционерное общество “Каббалкнефтетоппром“, г. Нальчик (ОАО “Каббалкнефтетоппром“), обратилось в Арбитражный суд Кабардино - Балкарской Республики с иском к
Государственной налоговой инспекции по Кабардино - Балкарской Республике, г. Нальчик (ГНИ по КБР), о признании недействительным пунктов 1.6.1, 1.6.2, 1.6.3 решения налогового органа N 1 от 31.12.98.

Решением от 30.07.99 иск удовлетворен. Решение N 1 от 31.12.98 ГНИ по КБР признано недействительным в части взыскания с ОАО “Каббалкнефтетоппром“ акциза на нефть на сумму 358800 руб., штрафа, в размере 100% неуплаченного акциза - 358800 руб., пени - 68200 руб. Решение мотивировано тем, что ОАО “Каббалкнефтетоппром“ является вновь созданным, нефтяным предприятием на базе имущества концерна “Ингушнефтегазхимпром“ и акциз уплачивать не должно, поскольку последний, в соответствии с Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408 был освобожден от уплаты акциза. Суд указал также, что льготы по уплате акциза устанавливаются независимо от того, кто добывает нефть, а в зависимости от местонахождения нефтяных скважин.

Управление МНС РФ по КБР подало кассационную жалобу на указанное решение, которое просит отменить, в иске отказать. По мнению ответчика, ставка акциза не нефть для истца является максимальной, поскольку размер акциза для данного общества не установлен. Согласно Приложению к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.97 N 408 для организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющих добычу нефти и газового конденсата, размера акциза для которых не установлены настоящим постановлением, применяется максимальная ставка акциза в размере 84005 руб. за одну тонну. Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО “Каббалкнефтетоппром“ возражали против доводов кассационной жалобы, просили оставить решения без изменения, полагая, что оно принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела и пояснили, что в перечень
нефтедобывающих организаций ОАО “Каббалкнефтетоппром“ не включено и для него не установлена дифференцированная ставка акциза на нефть. Правительством Российской Федерации не рассматривался вопрос об установлении для ОАО “Каббалкнефтетоппром“ ставки акциза, поскольку с таким заявлением, до настоящего времени, истец не обращался. Представители истца пояснили также, что ОАО “Каббалкнефтетоппром“, не оспаривая размера начисленного налоговым органом акциза, считает, что истец не должен уплачивать акциз на нефть, поскольку ставка акциза для ОАО “Каббалкнефтетоппром“ должна быть Ф.И.О. ставки базового предприятия “Ингушнефтегазхимпром“, освобожденного от уплаты акцизов.

Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей истца, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки ОАО “Каббалкнефтетоппром“ по вопросу соблюдения налогового законодательства ГНИ по КБР составлен акт от 22.12.98 о занижении и неуплате истцом налогов в бюджет, в том числе неуплате акциза на нефть за период 1996 - первое полугодие 1998 года на сумму 358,8 тыс. руб., из них: за 1996 год - 15,2 тыс. руб., 1997 год - 265,2 тыс. руб., первое полугодие 1998 года - 78,4 тыс. руб. На основании указанного акта ГНИ по КБР принято решение N 1 от 31.12.98 о взыскании с ОАО “Каббалкнефтетоппром“ по налогу на добавленную стоимость: суммы заниженного налога - 10,4 тыс. руб., штрафа в размере заниженного налога 10,4 тыс. руб., пени за задержку уплаты налога - 2,2 тыс. руб. (пункты 1.3.1 - 1.3.3 решения N 1); по налогу на землю: суммы заниженного налога - 4,3 тыс. руб., штрафа в размере суммы заниженного налога - 4,3 тыс. руб. (пункты 1.5.1, 1.5.2
решения N 1); по акцизу: суммы заниженного налога - 358,8 тыс. руб., штрафа в размере суммы заниженного налога 358,8 тыс. руб., пени за задержку уплату налога - 68,2 тыс. руб. (пункты 1.6.1 - 1.6.3 решения N 1).

Истец обратился в суд с иском о признании недействительными пунктов 1.6.1 - 1.6.3 решения ГНИ по КБР от 31.12.98 N 1, полагая, что он не должен уплачивать акциз на нефть.

Вывод суда о том, что ОАО “Каббалкнефтетоппром“ не должно уплачивать акциз на нефть, поскольку является вновь созданным предприятием на базе имущества концерна “Ингушнефтегазхимпром“, является неправильным ввиду следующего.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по акту от 27.04.94, на основании Постановления Совета Министров Ингушской Республики N 24 от 04.02.94, с баланса концерна “Ингушнефтехимпром“ на баланс территориального производственного предприятия “Каббалктоппром“ переданы нефтяные скважины и оборудование. Материалы дела свидетельствуют, что “Каббалкнефтетоппром“ создано путем преобразования территориального предприятия топливной промышленности “Каббалктоппром“ и является его правопреемником, что подтверждается Уставом и свидетельством о государственной регистрации (л.д. 77-116), и вновь созданным предприятием, тем более на базе концерна “Ингушнефтегазхимпром“ не является.

Согласно Закону Российской Федерации “Об акцизах“ от 06.12.91 N 1993-1, ставки акцизов на нефть устанавливаются Правительством Российской Федерации. В спорный период действовали Постановления Правительства Российской Федерации N 30 от 15.01.97 “Об установлении дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на территории Российской Федерации“ и N 408 от 08.04.97 “О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая газовый конденсат, добываемую на территории Российской Федерации“, которыми установлены дифференцированные ставки акциза на нефть. Истец в указанный в них перечень не включен. В Приложении к указанным Постановлениям указывалось, что для
предприятий и хозяйствующих субъектов, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющих добычу нефти, размеры акциза для которых не установлены в Приложении, применяется максимальная ставка акциза.

Доводы истца о том, что он не должен уплачивать акциз на нефть в связи с тем, что акциз для концерна “Ингушнефтегазхимпром“ не устанавливался, не приняты кассационной инстанцией, поскольку указанный концерн не является базовой для истца организацией, тогда как в Примечании к Приложениям к Постановлениям Правительства Российской Федерации N 30 от 15.01.97 и N 408 от 08.04.97 указано, что ставки акциза Ф.И.О. ставки базовой организации, определенной в Приложении для организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, вновь создаваемых на базе существующих. Следовательно, решение налогового органа в части взыскания акциза и пени за задержку уплаты является правильным. Размер акциза и пени, исчисленных налоговым органом, истцом не оспаривается.

Вместе с тем, налоговое правонарушение, если оно привело к неуплате или неполной уплате налога подпадает под действие статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Учитывая, что статьей 122 Кодекса установлена более мягкая ответственность по сравнению с той, которая была предусмотрена подпунктом “а“ пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ за сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие (неучет) иного объекта налогообложения, за данное правонарушение, имевшее место до 1 января 1999 года и повлекшее неуплату акциза, подлежит взысканию штраф в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что составляет 71760 руб. Следовательно, пункт 1.6.2 решения ГНИ по КБР от 31.12.98 N 1 следует признать недействительным на сумму 287040
руб.

В соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в доход федерального бюджета с истца подлежит взысканию госпошлина: по иску в сумме 9108 руб. 54 коп., по кассационной жалобе в сумме 4554 руб. 27 коп.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 91, 95, 171, 174, 175 (пункт 2), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О государственной пошлине“, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кабардино - Балкарской Республики от 30.07.99 по делу N 27/4 отменить.

Признать недействительным пункт 1.6.2 решения ГНИ по КБР от 31.12.98 N 1 на сумму 287040 руб. В остальной части в иске отказать.

Взыскать с ОАО “Каббалкнефтетоппром“ госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 13662 руб. 81 коп. Поручить Арбитражному суду Кабардино - Балкарской Республики выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.