Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.10.1999 N Ф08-1912/99 по делу N А32-2768/99-36/124 Поскольку вступившим в законную силу судебным актом установлено право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками ОАО, следует признать правомерными выводы суда о том, что в части предоставления администрацией этих же земельных участков и делегирования права на заключение договоров аренды с ОАО оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы истца и не соответствует закону.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 1999 г. N Ф08-1912/99

Дело N А32-2768/99-36/124

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Ветрова С.А. и Савенко Л.И. при участии в заседании представителя ОАО “Туапсинский морской торговый порт“ Синицына С.А. (по доверенности N 248/8 от 22.02.99), представителей Морской администрации порта Туапсе Атульян М.А. (по доверенности N 248/8 от 22.02.99), представителя администрации г. Туапсе Лесовой Е.А. (по доверенности N 20-160 от 14.05.99), рассмотрев кассационную жалобу Морской администрации порта Туапсе на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.99 (судьи Карпенко Т.Ю., Пузанов В.Т., Усов С.Р.) и постановление апелляционной инстанции того же суда от
15.06.99 (судьи Канатова С.А., Коробкина В.В., Третьякова Н.Н.) по делу N А32-2768/99-36/124, установил следующее.

ОАО “Туапсинский морской торговый порт“ обратилось в арбитражный суд с иском к администрации г. Туапсе о признании недействительными подпунктов 1.2 - 1.6 пункта 1 и в части нарушения его прав подпунктов 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 пункта 3, пункта 4 постановления главы г. Туапсе N 612 от 15.04.98 “О закреплении за Морской администрацией порта Туапсе земельных участков и о делегировании ей права передачи их в аренду“. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Морская администрация порта Туапсе.

Решением от 14.04.99 (с учетом определения от 11.06.99), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.06.99, исковые требования удовлетворены частично: постановление главы г. Туапсе N 612 от 15.04.98 “О закреплении за Морской администрацией порта Туапсе земельных участков и о делегировании ей права передачи их в аренду“ признано недействительным: подпункт 1.2 пункта 1 - в части 1100 кв. м, подпункт 1.3 пункта 1 - в части 28995 кв. м, подпункт 1.4 пункта 1 - в части 26880 кв. м, подпункт 1.5 пункта 1 - в части 18609,52 кв. м, подпункт 1.6 пункта 1 - в части 45983,23 кв. м, в границах, указанных в государственном акте А-1 N 420009, подпункты 3.1, 3.2, 3.4 пункта 3, пункт 4 - в части, касающейся ОАО “Туапсинский морской торговый порт“. В части признания недействительным подпункта 1.1 пункта 1 и пункта 6 названного постановления производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска. С администрации г. Туапсе в
пользу ОАО “Туапсинский морской торговый порт“ взысканы расходы по уплате госпошлины в сумме 834,9 рубля.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 39 Земельного кодекса РСФСР, а не РФ.

В кассационной жалобе Морская администрация порта Туапсе просит состоявшиеся судебные акты отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что право землепользования Туапсинского морского торгового порта, установленное государственным актом от 20.05.83, прекращено в соответствии со статьей 39 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку указанный акт определял право землепользования государственного предприятия - Туапсинского морского торгового порта, а не акционерного общества. В результате приватизации порта большинство его объектов: подъездные дороги, инженерные коммуникации, здания и гидротехнические сооружения остались в государственной собственности, находятся в оперативном управлении у Морской администрации порта Туапсе и переданы ОАО “Туапсинский морской торговый порт“ в аренду до 2005 года. Кроме того, на спорных земельных участках появились другие землепользователи, также имеющие в собственности объекты недвижимости.

После признания недействительной статьи 12 Земельного кодекса РСФСР право бессрочного пользования землей может быть предоставлено только тем субъектам земельных отношений, для которых такая форма землепользования предусмотрена федеральными законами, иные землепользователи согласно Указу Президента Российской Федерации N 301 от 25.03.92 приобретают право получения земельных участков в аренду. Администрация г. Туапсе никогда не отказывала истцу в заключении договоров аренды земельных участков в пределах портовых территорий, поэтому оспариваемое постановление не нарушает его интересы. Статья 4 Закона Краснодарского края “Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае“, определяющая спорные участки как собственность Краснодарского края, противоречит статьям 7, 16, 36 Водного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми берега морей,
как водные объекты, отнесены к федеральной собственности. При принятии обжалуемого постановления администрация г. Туапсе руководствовалась статьей 71 Закона Российской Федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации“, устанавливающей право городской администрации предоставлять земельные участки в пределах городской черты в бессрочное пользование, сдавать в аренду, взимать плату за землю.

В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Туапсе поддержала доводы, изложенные Морской администрацией порта Туапсе, дополнив их ссылкой на незаконность принятых актов в части взыскания с нее госпошлины, полагая, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ освобождена от уплаты госпошлины.

Изучив материалы дела и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Оспариваемыми пунктами постановления главы г. Туапсе N 612 от 15.04.98 “О закреплении за Морской администрацией порта Туапсе земельных участков и о делегировании ей права передачи их в аренду“ за Морской администрацией порта Туапсе в бессрочное пользование закреплены следующие земельные участки: подпункт 1.2 Пожарное депо - площадью 1223,31 кв. м, подпункт 1.3 Нефтеналивной район - 32311,85 кв. м, подпункт 1.4 Южный мол и станция очистки балластных вод - 35867,43 кв. м, подпункт 1.5 Морской вокзал и котлован - 18609,52 кв. м, подпункт 1.6 Широкий мол - 45983,23 кв. м; подпунктами 3.1, 3.2, 3.4 пункта 3 Морской администрации порта Туапсе делегировано право на заключение договоров аренды земельных участков с хозяйствующими субъектами, имеющими имущество на правах собственности в границах землеотвода Морской администрации, в том числе с ОАО “Туапсинский морской торговый порт“; пунктом 4 комитету по земельным ресурсам
и землеустройству поручено внести соответствующие изменения в земельно-кадастровую документацию.

При рассмотрении спора судом установлено, что ранее решением Туапсинского городского Совета народных депутатов N 10/236.2 от 11.05.83 за Туапсинским морским торговым портом были закреплены земельные участки общей площадью 311532 кв. м и выдан государственный акт на право пользования землей А-1 N 420009, в том числе и по спорным объектам: ВОХР (Пожарное депо) - площадью 1100 кв. м, Нефтеналивной район - площадью 28995 кв. м, Южный мол и станция очистки балластных вод - площадью 26880 кв. м, Морской вокзал и котлован - площадью 23282 кв. м, Широкий мол - площадью 114165 кв. м. В декабре 1992 года на основании Указа Президента Российской Федерации N 721 от 01.07.92 и распоряжения Госкомимущества Российской Федерации N 444-р от 16.09.92 государственное предприятие Туапсинский морской торговый порт было преобразовано в АООТ “Туапсинский морской торговый порт“, правопреемство АООТ “Туапсинский морской торговый порт“ от государственного предприятия определено уставом общества, зарегистрированным постановлением главы г. Туапсе N 1041.1 от 28.12.92.

В процессе приватизации в уставный капитал акционерного общества не вошло имущество, не подлежащее приватизации в соответствии с приложением N 6 к распоряжению Госкомимущества Российской Федерации N 444-р: гидротехнические сооружения, инженерные сети и часть морских судов, обеспечивающих функции безопасности мореплавания и охраны окружающей среды. Указанное имущество было закреплено за Морской администрацией порта Туапсе и передано последней в аренду ОАО “Туапсинский морской торговый порт“. Остальное имущество государственного предприятия Туапсинский морской торговый порт (здания, сооружения) передано истцу в собственность.

В соответствии со статьей 37 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на строение, сооружение или при
передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю. ОАО “Туапсинский морской торговый порт“ неоднократно обращалось в администрацию г. Туапсе и комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Туапсе с заявлениями о выдаче правоустанавливающих документов, однако в добровольном порядке они выданы не были.

На момент рассмотрения настоящего дела в кассационной инстанции спор об обязании администрации г. Туапсе и комитета по земельным ресурсам г. Туапсе выдать истцу государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками разрешен судом.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.99 по делу N А32-7116/99-14/22 соответствующие органы обязывались выдать ОАО “Туапсинский морской торговый порт“ государственный акт установленного образца на право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, в том числе на следующие площади: производственный погрузочно-перегрузочный комплекс (Широкий мол) - площадью 114165 кв. м, морской вокзал и котлован, занимаемый службой управления флотом - площадью 23282 кв. м, нефтеналивной район - площадью 28995 кв. м, производственные объекты на Южном молу и станции очистки балластных вод - площадью 26880 кв. м, пожарное депо по ул. Гагарина (ВОХР) - площадью 1223,3 кв. м. Поскольку вступившим в законную силу судебным актом установлено право постоянного (бессрочного) пользования указанными земельными участками ОАО “Туапсинский морской торговый порт“, следует признать правомерными выводы суда о том, что в части предоставления администрацией г. Туапсе этих же земельных участков Морской администрации порта Туапсе и делегировании ей права на заключение договоров аренды с ОАО “Туапсинский морской торговый порт“ оспариваемое постановление нарушает
права и законные интересы истца и не соответствует закону. По этим же основаниям кассационной инстанцией не принимаются доводы Морской администрации порта Туапсе, изложенные в кассационной жалобе.

В части взыскания с администрации г. Туапсе в пользу истца расходов по госпошлине решение суда соответствует статье 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку освобождение органов местного самоуправления от уплаты госпошлины на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ предусмотрено только в случае, когда они обращаются в суд в защиту государственных и общественных интересов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.99 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 15.06.99 по делу N А32-2768/99-36/124 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

Е.И.АФОНИНА

Судьи

С.А.ВЕТРОВ

Л.И.САВЕНКО