Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.07.1998 N Ф08-996/98-239А по делу N А32-3583/98-39/98 Решение отменено, а в иске отказано, так как действия налоговой инспекции по взысканию лицензионного сбора и пени правомерны и обоснованны.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 7 июля 1998 года Дело N Ф08-996/98-239А“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей АОЗТ Агрофирма “Мирный“ и в отсутствие Госналогинспекции по Темрюкскому району, надлежаще извещенной о времени и месте слушания дела, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Госналогинспекции по Темрюкскому району на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 апреля 1998 года по делу N А32-3583/98-39/98, установил следующее.

АОЗТ Агрофирма “Мирный“ обратилось в арбитражный суд с иском о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения N 2391 от 09.06.97 на сумму 7591277
руб. 98 коп, выставленного ГНИ по Темрюкскому району на расчетный счет истца, на списание в бесспорном порядке недоимки по лицензионному сбору за производство, розлив алкогольной продукции.

Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены частично на сумму 7402140 руб. 90 коп. (в ценах 1998 года), в части суммы 189147 руб. производство по делу прекращено, так как указанная сумма списана, инкассовое поручение в этой части исполнено, следовательно отсутствует предмет спора. Свое решение суд мотивировал тем, что основанием для начисления лицензионного сбора послужило Постановление Правительства РФ N 197 от 28.02.95 “О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив и хранение и оптовую продажу алкогольной продукции“, которое Постановлением Конституционного Суда РФ N 3-п от 18.02.97 признано не соответствующим Конституции РФ, ее статьям NN 57 и 75 (ч. 3). В силу признания указанного Постановления Правительства РФ неконституционным, является неправомерным и начисление лицензионных сборов по указанному Постановлению. Лицензионные сборы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 197 от 28.02.95, являлись источником поступлений в бюджет 1995, 1996 и 1997 г. г., которые на момент вынесения решения исполнены. В 1998 году лицензионные сборы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 197, не являются источником поступлений в бюджет 1998 года.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой на решение арбитражного суда обратилась налоговая инспекция по Темрюкскому району и просит его отменить, а в иске отказать.

В своей кассационной жалобе заявитель указывает на то обстоятельство, что хотя Постановления Правительства РФ N 197 и признано не соответствующим Конституции, однако утрачивает законную силу только с 18.08.97 года, на что указано в
абзаце 2 пункта 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 18.02.97.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение арбитражного суда подлежит отмене, а в иске следует отказать, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция выставила инкассовое поручение на списание в бесспорном порядке недоимки по лицензионному сбору за производство, розлив алкогольной продукции в сумме 7591277980 рублей (в ценах 1997 года). Указанная недоимка образовалась по оборотам 1995 и 1996 годов и числилась на лицевом счете истца. Основанием для начисления лицензионного сбора послужило Постановление Правительства РФ N 197 от 28.02.95 “О введении платы за выдачу лицензии на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции“.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ N 3-П от 18.02.97 Постановление Правительства РФ N 197 от 28.02.95 утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения настоящего Постановления. Во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ издан Приказ Минфина РФ N 72н, Федеральной службы России по обеспечению госмонополии на алкогольную продукцию N 117, Госналогслужбы РФ N КВ-3-03/195 “О лицензионных сборах за производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции“, прошедший государственную регистрацию в Минюсте РФ 18.12.97 за N 1430, которым установлено, что суммы задолженности по лицензионному сбору по продукции, отгруженной до 18 августа 1997 года, подлежат уплате. Совместный Приказ издан в соответствии с Правилами подготовки нормативных федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 и на основании п. 12 Указа Президента РФ N 763 от 23.05.96 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства
РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти“ вступил в действие и обязателен к исполнению. Инкассовое поручение выставлено в июне 1997 года, то есть до 18 августа 1997 года. При таких обстоятельствах действия органов налоговой инспекции являются законными и обоснованными.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 174, пунктом 2 статьи 175, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.04.98 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3583/98-39/98 отменить в части признания не подлежащим исполнению инкассового поручения N 2391 от 09.06.97 в сумме 7402140 руб. 90 коп. (в ценах 1998 года) и в этой части в иске отказать.

В остальной части решение оставить без изменения. Взыскать с АОЗТ Агрофирма “Мирный“ в доход федерального бюджета госпошлину по делу в размере 1252 рублей 35 копеек. Поручить Арбитражному суду Краснодарского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.