Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.03.2001 N А13-4778/00-15 Решение суда по иску о взыскании с местной администрации долга по страховым взносам подлежит отмене в части взыскания с нее госпошлины, поскольку администрация, выступая в качестве страхователя за неработающее население ее района, действовала в общественных интересах и в пределах государственных полномочий, переданных ей в соответствии с федеральным законодательством.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2001 года Дело N А13-4778/00-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Почечуева И.П., при участии от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области Сипатьевой Л.В. (доверенность от 22.02.2001), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Усть-Кубинского района Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.11.2000 по делу N А13-4778/00-15 (судья Пестерева О.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском о взыскании с администрации Усть-Кубинского района Вологодской области (далее - администрация) 763666 рублей задолженности по страховым взносам и 566315 рублей пеней.
Решением арбитражного суда от 29.11.2000 иск удовлетворен.
В апелляционной инстанции решение не проверялось.
В кассационной жалобе администрация просит проверить законность решения арбитражного суда и отменить его в части взыскания госпошлины, указывая на отсутствие в бюджете района денежных средств. Администрация считает, что органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины, поскольку действуют в общественных интересах.
Администрация о времени и месте слушания дела извещена, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель фонда не согласился с доводами кассационной жалобы, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
При проверке законности решения арбитражного суда от 29.11.2000 в кассационном порядке установлено, что оно подлежит отмене в части взыскания с администрации государственной пошлины.
Материалами дела подтверждается, а администрацией не опровергается факт невнесения в фонд обязательных страховых платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан за 1996 - 1999 годы в сумме 803666 рублей. С учетом переплаты 40000 рублей по страховым взносам в 2000 году недоимка, подлежащая взысканию, составила 763666 рублей.
Указанная сумма правомерно взыскана арбитражным судом с администрации. Администрация зарегистрирована в фонде как страховщик - плательщик страховых взносов за неработающее население (лист дела 14). Между фондом и администрацией с 1995 года заключались договоры (листы дела 54 - 59), по которым страховщик принял на себя обязательства по осуществлению платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан. Указанные обязательства приняты администрацией на основании Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ (статьи 2, 9, 17), в соответствии с которым плательщиками страховых взносов за неработающее население являются органы местного самоуправления, а их выплаты осуществляются за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы.
Допущенная администрацией просрочка внесения страховых платежей повлекла правомерное применение пункта 13 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, согласно которому с администрации подлежат взысканию пени в размере 0,1 процента с суммы недоимки за каждый день просрочки.
Решение арбитражного суда соответствует законодательству, принято в результате исследования всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, полно и правильно мотивировано, со ссылками на подлежащие применению нормы права.
Однако в части взыскания с администрации государственной пошлины в сумме 18249,9 рубля решение арбитражного суда подлежит отмене.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К вопросам местного значения, в частности, относятся местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета и решение других финансовых вопросов местного значения. Таким образом, выступая в качестве страхователя за неработающее население Усть-Кубинского района, администрация действовала, во-первых, в общественных интересах, во-вторых, в пределах государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Законом Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. Следовательно, государственная пошлина не подлежит взысканию с органов местного самоуправления и в случаях, когда они выступают ответчиками в арбитражном суде.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.11.2000 по делу N А13-4778/00-15 отменить в части взыскания с администрации Усть-Кубинского района Вологодской области 18249 рублей 90 копеек государственной пошлины.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ПОЧЕЧУЕВ И.П.