Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 02.02.2004 N КА-А40/104-04 Налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 февраля 2004 г. Дело N КА-А40/104-04“

(извлечение)

Инспекция МНС РФ N 21 по ЮВАО г. Москвы (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ЗАО “Т-Холдинг“ о взыскании 15232 руб. штрафных санкций на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в налоговый орган в установленный законодательством срок расчета (декларации) по налогу на операции с ценными бумагами.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.11.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что непредставление налогоплательщиком
в налоговый орган расчета по налогу на операции с ценными бумагами, который не является налоговой декларацией в смысле ст. 80 НК РФ, не может расцениваться как непредставление налоговой декларации и, следовательно, не влечет применение ответственности, установленной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, изменения и дополнения, внесенные в статью 5 Закона РФ “О налоге на операции с ценными бумагами“ Федеральным законом от 30.05.01 N 69-ФЗ, в силу ст. 5 НК РФ вступили в силу с 01.01.2002, то есть со следующего налогового периода, который для данного вида налога составляет календарный год.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм права, просит отменить решение суда и принять новое решение о взыскании штрафа. Инспекция МНС указывает, что в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 12.12.91 N 2023-1 “О налоге на операции с ценными бумагами“ (в редакции Федерального закона от 30.05.2001 N 69-ФЗ) в течение трех дней со дня уплаты налога плательщик обязан представить в соответствующий налоговый орган расчет (декларацию) суммы налога с указанием общего объема выпуска ценных бумаг. Нарушение срока представления расчета влечет привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.

Представитель Общества против отмены решения суда возражал по изложенным в нем и письменном отзыве на жалобу основаниям. Также указал, что расчет суммы налога в виде справки был представлен в Налоговую инспекцию своевременно, что, по его мнению, подтверждается оттиском штампа почты на копии уведомления, датированного 10.09.01 (л. д. 82).

Выслушав представителей сторон,
изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит, что решение суда подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права, а дело - направлению на новое рассмотрение в связи с неисследованностью судом всех обстоятельств привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.

Делая вывод о том, что налоговым периодом по налогу на операции с ценными бумагами является календарный год, суд сослался на ст. 55 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Вместе с тем, суд не учел, что момент возникновения обязанности по уплате налога и представлению налогоплательщиком в Налоговую инспекцию расчета (декларации) суммы налога не связан с окончанием какого-либо периода (налогового, отчетного).

Согласно ст. 2 Закона РФ N 2023-1 от 12.12.91 “О налоге на операции с ценными бумагами“ (с изменениями и дополнениями) объектом налогообложения данным налогом является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом.

В соответствии со ст. ст. 4, 5 упомянутого Закона плательщик исчисляет сумму налога самостоятельно исходя из номинальной суммы выпуска и соответствующей налоговой ставки. Сумма налога уплачивается одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет. В течение трех рабочих дней со дня уплаты налога плательщик представляет в соответствующий налоговый орган расчет (декларацию) суммы налога с указанием общего объема выпуска ценных бумаг.

При таких обстоятельствах является ошибочным вывод суда о том, что введенная Федеральным законом от 30.05.2001 N 69-ФЗ в названный Закон РФ N 2023-1 часть
третья (согласно ст. 2 Закона вступил в силу в этой части с 01.07.01), касающаяся обязанности и сроков представления плательщиком в ИМНС расчета (декларации) суммы налога, вступает в силу с 01.01.02.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо части третьей Закона РФ N 2023-1 имеется в виду ч. 3 ст. 5 Закона РФ от 12.12.1991 N 2023-1.

Также ошибочен и вывод суда о том, что представляемый налогоплательщиком в ИМНС расчет (декларация) суммы налога не является налоговой декларацией в смысле ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данный расчет (декларация) отвечает определению налоговой декларации (ст. 80 НК РФ), поскольку в нем содержатся сведения, связанные с исчислением и уплатой налога.

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В связи с этим несвоевременное представление расчета (декларации) суммы налога на операции с ценными бумагами влечет ответственность, предусмотренную ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного доводы жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права являются обоснованными.

Вместе с тем, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в связи с тем, что вследствие неправильного применения норм материального права судом не были исследованы обстоятельства совершения вменяемого налогоплательщику правонарушения, не проверены размер налоговой санкции, наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих (смягчающих) ответственность.

При новом рассмотрении суду также следует проверить довод ЗАО “Т-Холдинг“ о своевременном представлении им в ИМНС расчета суммы налога.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.11.2003 Арбитражного
суда г. Москвы по делу N А40-40771/03-76-502 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.