Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2000 по делу N 3285 Взыскивая с налогоплательщика налог на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы, а также целевого сбора на содержание милиции, налоговая инспекция неправильно исчислила срок прекращения действия льготы, предоставленной налогоплательщику. Отказ в удовлетворении иска о признании недействительным решения налоговой инспекции неправомерен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2000 года Дело N 3285

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Зубаревой Н.А. и Ломакина С.А., при участии от ЗАО “Автотор“ Филатовой Н.М. (доверенность от 28.11.2000), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Автотор“ на решение от 14.07.2000 (судьи Шпенкова С.В., Карамышева Л.П., Приходько Е.Ю.) и постановление апелляционной инстанции от 04.10.2000 (судьи Можегова Н.А., Лузанова З.Б., Мялкина А.В.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N 3285,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Автотор“ (далее - ЗАО “Автотор“) обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительными постановлений Инспекции Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Октябрьскому району города Калининграда (далее - ИМНС) от 30.12.99 N 248 о взыскании 161145 рублей 40 копеек налога на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы и целевого сбора на содержание милиции за третий квартал (сентябрь) 1999 года и от 04.04.2000 N 46 о взыскании 1416125 рублей 60 копеек недоимок за четвертый квартал 1999 года по налогам на имущество, на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы и по целевому сбору на содержание милиции в связи с неправильным применением, по мнению ИМНС, льгот при исчислении данных налогов и сбора.

Решением от 14.07.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2000, в иске отказано.

В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и удовлетворить иск, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Согласно пункту 2 постановления Калининградской Областной Думы от 15.08.96 N 67 “О предоставлении льгот предприятиям, участвующим в создании автосборочного производства“ ряду организаций, в том числе ЗАО “Автотор“, предоставлены индивидуальные льготы по уплате налога на имущество.

Согласно данному пункту действующие и вновь создаваемые акционерные общества, иные юридические лица по перечню (в том числе ЗАО “Автотор“) освобождены в течение двух первых лет от уплаты налога на имущество, созданное в процессе реализации программы становления и развития автосборочного производства, а в последующие три года указанные предприятия уплачивают налог в размере 50% от установленной ставки.

Налог на имущество предприятий введен Законом Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“, подлежит уплате на всей территории Российской Федерации и отнесен к региональным налогам.

В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации “Об
основах налоговой системы в Российской Федерации“ налог на имущество предприятий относится к налогам субъектов Российской Федерации и поступает равными долями в их бюджеты и бюджеты территорий, на которых расположены предприятия.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ и пунктам 12 и 13 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.

В статье 3 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ указано, что для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия, которая и является объектом обложения данным налогом, а следовательно, на основании статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в качестве налогооблагаемого периода должен рассматриваться календарный год.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ЗАО “Автотор“ использовало данную льготу, предусмотренную пунктом 2 постановления Калининградской Областной Думы от 15.08.96 N 67, за четвертый квартал 1996 года.

Довод же истца о применении положений вышеназванного постановления с учетом пункта 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, подлежит отклонению, поскольку в качестве неустранимых рассматриваются те сомнения, которые невозможно устранить, несмотря на использование всех известных методов толкования законов: грамматического, семантического, логического и исторического.

Суд первой инстанции, применив указанные методы толкования закона, пришел к правомерному выводу об отсутствии в силу статьи 3 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий“ и статьи 6-1 НК РФ оснований для
исчисления начальной даты действия льготы для ЗАО “Автотор“ с момента введения в строй автосборочных производств самостоятельных налогоплательщиков - закрытого акционерного общества “КИА-Балтика“ и общества с ограниченной ответственностью “Автотор-1“.

Поскольку основным периодом для исчисления налогов, в том числе и налога на имущество, а также предоставления льгот принимается год и налогоплательщик пользовался данной льготой с 1996 года, суды первой и второй инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для освобождения ЗАО “Автотор“ от полной уплаты налога за 1999 год.

Статьей 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ налог на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы и целевой сбор на содержание милиции отнесены к местным налогам. Пользуясь правом определять ставки и порядок взимания местных налогов и сборов, предоставленным частью 1 названной статьи, Городская Дума города Калининграда приняла решение от 20.10.94 N 30 “О системе местных налогов в городе Калининграде“ и определила, что указанные налог и сбор исчисляются и уплачиваются ежеквартально.

В соответствии с решением Городской Думы города Калининграда от 04.09.96 N 269 “О предоставлении льгот по налогообложению предприятиям, участвующим в создании производства современной автотехники“ ЗАО “Автотор“ освобождено в течение первых трех лет работы по реализации данной программы от уплаты налога на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы и целевого сбора на содержание милиции. Указанными льготами согласно материалам дела налогоплательщик воспользовался с даты принятия этого решения (л.д. 24 - 25, 29).

Как следует из материалов дела и установлено судом, ИМНС пришла к выводу, что действие предоставленной ЗАО “Автотор“ льготы по уплате налога на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы и
целевого сбора на содержание милиции истекло в сентябре 1999 года.

В силу статьи 6-1 НК РФ установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.

Исходя из вышеизложенного, при прекращении действия льготы в течение облагаемого налогом или сбором периода, срок прекращения ее действия истекает в последний день последнего месяца третьего квартала, в данном случае 30 сентября 1999 года. Следовательно, оснований для доначисления платежей в бюджет муниципального образования у ИМНС не имелось и требования ЗАО “Автотор“ о признании недействительным постановления ИМНС от 30.12.99 N 248 подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.07.2000 и постановление апелляционной инстанции от 04.10.2000 Арбитражного суда Калининградской области по делу N 3285 частично отменить.

Признать недействительным постановление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Калининграда от 30.12.99 N 248 о взыскании 161145 рублей 40 копеек налога на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы и целевого сбора на содержание милиции за третий квартал (сентябрь) 1999 года.

Возвратить закрытому акционерному обществу “Автотор“ из федерального бюджета 1353 рубля госпошлины за
рассмотрение дела в судах всех инстанций.

Председательствующий

ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи

ЗУБАРЕВА Н.А.

ЛОМАКИН С.А.