Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2000 N 2970 Поскольку истец реализует первый товарный продукт, а не продукт переработки первого товарного продукта (т.к. процесс смягчения воды переработкой не является), он обязан при определении стоимости минерального сырья учитывать не производственную себестоимость добычи воды, а рыночную цену ее реализации. Вывод налоговой инспекции о занижении истцом налогооблагаемой базы для исчисления платежей за пользование недрами правомерен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2000 года Дело N 2970

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В., Петренко А.Д., при участии от Федерального государственного унитарного предприятия “Научно-исследовательский институт синтетического волокна с экспериментальным заводом“ Вайнштока Е.Н. (доверенность от 07.07.2000 N 47), Савченко Ю.М. (доверенность от 23.06.2000 N 44), от Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тверской области Шаповаловой Н.Н. (доверенность от 22.11.2000 N 10-05), Куприянова С.Н. (доверенность от 22.11.2000 N 10-05), от Комитета по природным ресурсам по Тверской области Денисова А.А. (доверенность от 16.10.2000 N 01-5/1301), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную
жалобу Федерального государственного унитарного предприятия “Научно-исследовательский институт синтетического волокна с экспериментальным заводом“ на решение Арбитражного суда Тверской области от 05.09.2000 по делу N 2970 (судьи Владимирова Г.А., Бажан О.М., Белов О.В.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Научно-исследовательский институт синтетического волокна с экспериментальным заводом“ (далее - ФГУП “ВНИИСВ“) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском о признании недействительным решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тверской области (далее - Управление) от 04.02.2000 о доначислении платежей за право пользования недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и пеней, а также о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Решением от 05.09.2000 иск частично удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ФГУП “ВНИИСВ“ просит отменить решение суда в отказанной части и удовлетворить иск в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права:

- пункта 2 статьи 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;

- пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.92 N 828 “Об утверждении положения о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна“ (далее - Постановление);

- Федерального закона Российской Федерации от 30.12.95 N 224-ФЗ;

- пункта 1 статьи 17, пункта 1 статьи 54, пункта 1 статьи 55 и статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, Управление провело тематическую выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты платежей за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы ФГУП “ВНИИСВ“ за первое полугодие 1999
года. По результатам проверки составлен акт от 14.12.2000 N 2/н и принято решение от 04.02.2000 N 13/10 о доначислении платежей за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, пеней, а также о привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 20 процентов от сумм недоимок в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

В решении указано, в частности, на нарушение истцом положений пунктов 22 и 23 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 04.02.93 N 17 “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами“ (далее - Инструкция N 17) - предприятие в январе и феврале 1999 года не уплачивало платежи за право пользования недрами и в течение проверяемого периода соответствующие авансовые платежи, в связи с чем начислены пени.

В нарушение пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.92 N 828 “Об утверждении положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна“ (в редакции от 26.08.96) предприятие определяло налогооблагаемую базу исходя из себестоимости добычи воды, хотя, по мнению налоговой инспекции, ее следовало определять исходя из сложившихся цен реализации товарной продукции, что привело к занижению налогооблагаемой базы и недоплате платежей за право пользования недрами.

Предприятие при исчислении стоимости первого товарного продукта исходило не из цены его реализации, а из себестоимости добытой воды, что, по мнению налоговой инспекции, привело к занижению налогооблагаемой базы и неуплате отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, то есть к нарушению положений пункта 12 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.12.96 N 44 “О порядке исчисления, уплаты в
бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“ (далее - Инструкция N 44). Кроме того, имели место неполное включение выручки от реализации добытой воды и неправомерное применение льготы по статье 40 Закона Российской Федерации “О недрах“.

Налоговая инспекция считает, что, поскольку предприятие реализует первый товарный продукт, а не продукт передела первого товарного продукта, оно обязано при определении стоимости минерального сырья учитывать не производственную себестоимость добычи воды, а рыночную цену ее реализации.

В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации “О недрах“ платежи за добычу полезных ископаемых включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых.

Стоимость добытого минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него без учета налога на добавленную стоимость (пункт 10 постановления от 28.10.92 N 828 в редакции от 26.08.96).

Иной порядок исчисления налогооблагаемой базы и определения размера подлежащей внесению в бюджет платы за право пользования недрами установлен для предприятий, реализующих товарную продукцию более высокой степени технологического передела добытого минерального сырья. Этот порядок установлен пунктом 13 постановления от 28.10.92 N 828. В соответствии с названным пунктом при реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела добытого минерального сырья размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым как отношение себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела. В соответствии с пунктом 20 Инструкции N 17 к себестоимости добытых полезных ископаемых относятся все затраты по их добыче, транспортировке и первичной переработке.

Согласно статье 44 Закона Российской Федерации “О недрах“ пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы. Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяются как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых.

Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.95 N 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“ определены ставки отчислений, которые установлены в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.

Пунктом 3 Инструкции N 44 “О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“ предусмотрено, что налогооблагаемая база определяется как стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Стоимость первого товарного продукта исчисляется по ценам его реализации на условиях франко-вагон (судно), станция (порт, пристань) отправления без налога на добавленную стоимость и акциза (пункт 12 Инструкции N 44).

Пунктом же 13 Инструкции N 44 определен порядок определения налогооблагаемой базы для предприятий, осуществляющих переработку первого товарного продукта с последующей реализацией продуктов его передела.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФГУП “ВНИИСВ“ в соответствии с лицензией осуществляет добычу подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения предприятия, а также для других предприятий города Твери. В проверяемый период ФГУП “ВНИИСВ“ производило добычу подземных вод, их использование на производственно-технологические цели и реализацию, а не переработку добытой воды в другой товарный продукт, который является товарной продукцией более высокой степени технологического передела минерального сырья.

Как правомерно указал суд первой инстанции, довод истца о том, что умягченная вода (артезианская вода, прошедшая химическую обработку - добавление соли и кислоты, обработка на ионообменных смолах) является продукцией передела, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.

С учетом требований Закона Российской Федерации “О недрах“, Федерального закона
от 30 декабря 1995 года “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“ N 224-ФЗ, Инструкции от 04.02.93 N 17, Инструкции от 31.12.96 N 44 разработаны Методические указания по контролю за технологической обоснованностью расчетов при пользовании недрами, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 10.12.98 N 78 (далее - Методические указания).

На Госгортехнадзор России в соответствии с Положением “О федеральном горном и промышленном надзоре России“, утвержденным Указом Президента России от 18.02.93 N 234, возложены обязанности по государственному регулированию в области соблюдения норм и правил безопасного ведения работ, требований и обязанностей по охране недр при добыче полезных ископаемых (включая гидроминеральные ресурсы и переработку добытого минерального сырья) и другие.

В соответствии с подпунктом “д“ пункта 8 Методических указаний под добытыми полезными ископаемыми, а также фактически добытыми полезными ископаемыми понимаются, в частности, подземные воды, поднятые на поверхность и прошедшие в необходимых случаях первичную обработку (подготовку), за исключением попутно извлекаемых при добыче нефти и газа вод, закачиваемых для поддержания пластового давления и сбрасываемых в поглощающие скважины. В подпункте “в“ пункта 9 Методических указаний разъяснено, что под первичной обработкой полезных ископаемых для подземных вод понимаются технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, которые могут включать очистку, обезжелезивание, обеззараживание и доставку до накопительных емкостей перед подачей в сеть потребителю, предусмотренные технологической схемой.

Таким образом, процесс умягчения воды переработкой не является, а реализуемая истцом вода не является продуктом передела, поэтому понижающий коэффициент при исчислении платежей за право на пользование недрами правомерно не применен.

Кроме того, следует учесть, что в приказе по предприятию об учетной политике на 1999 год также не
указано, что подлежит применению понижающий коэффициент.

Следовательно, вывод налоговой инспекции о занижении истцом налогооблагаемой базы для исчисления платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы правомерен.

Истец считает, что налоговым законодательством не установлены сроки уплаты вышеназванных платежей и отчислений, не определены налоговый и отчетные периоды. Данная позиция основана на том, что установленные пунктами 22 и 23 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 04.02.93 N 17 и пунктами 17 и 18 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.12.96 N 44 сроки представления расчетов и внесения платежей и отчислений, по мнению ФГУП “ВНИИСВ“, не могут быть приняты во внимание, поскольку после введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации обязательны к применению только налоговыми органами и не входят в систему налогового законодательства.

Указанная позиция не основана на действующем законодательстве.

В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежи за пользование природными ресурсами относятся к федеральным налогам.

Статьей 25 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ Государственной налоговой службе Российской Федерации было предоставлено право издавать по согласованию с Министерством финансов России инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах и сборах. Поэтому Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 04.02.93 N 17 и от 31.12.96 N 44 являются нормативными актами, изданными налоговым органом в пределах его компетенции, и в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ подлежат применению
до внесения изменений в законодательные акты по налогам.

Ссылка истца в кассационной жалобе на нарушение налоговой инспекцией при осуществлении проверки за первое полугодие 1999 года положений статьи 87 НК РФ также является неправомерной.

Действительно, согласно части первой статьи 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Но данная статья не регламентирует порядок и сроки проведения проверок налоговых периодов текущего календарного года, а имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой.

Судом первой инстанции дана оценка всем доводам истца по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, истец повторяет все то, на что он ссылался ранее, и это отражено в принятом судебном акте.

При таких обстоятельствах правовые основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.

В остальной части решения суда нарушений норм материального и процессуального права кассационной инстанцией также не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 05.09.2000 по делу N 2970 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия “Научно-исследовательский институт синтетического волокна с экспериментальным заводом“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ШЕВЧЕНКО А.В.

Судьи

ДМИТРИЕВ В.В.

ПЕТРЕНКО А.Д.