Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2000 N А56-11686/00 Поскольку учет налогоплательщиков относится к налоговому контролю, осуществляемому органами государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции, иск Фонда социального страхования о взыскании с ответчика финансовых санкций за нарушение установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в названном фонде подлежит удовлетворению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2000 года Дело N А56-11686/00

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корпусовой О.А., Никитушкиной Л.Л., при участии от Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Максимова А.В. (доверенность от 17.10.2000 N 83), Шкреметко О.Л. (доверенность от 01.04.2000 N 34), Бронникова В.Г. (доверенность от 28.01.2000 N 25), от ООО “НПП “Пушкинское“ Полушко А.П. (доверенность от 27.10.2000 N 17), Петрушкиной Н.А. (доверенность от 27.10.2000 N 16), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на постановление Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от
29.08.2000 по делу N А56-11686/00 (судьи Пастухова М.В., Загараева Л.П., Асмыкович А.В.),

УСТАНОВИЛ:

Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Научно-производственное предприятие “Пушкинское“ (далее - ООО “НПП “Пушкинское“) о взыскании финансовых санкций за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в Фонде социального страхования Российской Федерации.

Решением от 19.06.2000 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.08.2000 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Фонд просит отменить постановление апелляционной инстанции и принять новое решение, указывая на то, что органы государственных внебюджетных фондов обладают полномочиями налоговых органов, следовательно, за нарушение срока постановки на учет в органе государственного внебюджетного фонда должна применяться ответственность, предусмотренная статьей 116 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители Фонда поддержали доводы кассационной жалобы, представители ООО “НПП “Пушкинское“ просили оставить постановление суда без изменения.

Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, ООО “НПП “Пушкинское“, будучи зарегистрированным 08.12.99, подало заявление о постановке на учет в орган государственного внебюджетного фонда 27.01.2000. Решением Фонда от 17.02.2000 N 2 ООО “НПП “Пушкинское“ привлечено к ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в государственном внебюджетном фонде со взысканием 5000 рублей штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации.

Указанный пункт предусматривает ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. Пункт 3 статьи 83 этого кодекса устанавливает, что заявление о постановке на
учет организации подается в налоговый орган в течение 10 дней после ее государственной регистрации.

Статья 9 Налогового кодекса Российской Федерации различает понятия налоговые органы - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации (пункт 3) и органы государственных внебюджетных фондов (пункт 7). Пунктом 2 статьи 30 этого же кодекса предусмотрено, что органы государственных внебюджетных фондов обладают полномочиями налоговых органов только в случаях, прямо предусмотренных кодексом.

Пунктом 2 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном главой Налогового кодекса Российской Федерации “Налоговый контроль“. Учет налогоплательщиков относится к налоговому контролю, следовательно, правила пункта 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках постановки на учет в налоговых органах должны распространяться на государственные внебюджетные фонды, отменяя сроки, установленные Инструкцией о порядке начисления уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 02.10.96.

Таким образом, к плательщику взносов в государственный внебюджетный фонд должна применяться и ответственность, предусмотренная статьей 116 Налогового кодекса Российской Федерации.

Апелляционная инстанция указывает на то, что обязанность организации подать заявление о регистрации в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации и распространение ответственности за нарушение порядка регистрации в качестве страхователей предусмотрены только Законом Российской Федерации “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“ от 02.01.2000, опубликованным 06.01.2000, который в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Налогового
кодекса Российской Федерации в части установления срока подачи заявления о постановке на учет и применения ответственности вступил в силу с 06.02.2000 и обратной силы не имеет. Однако из всего вышеизложенного следует, что и обязанность подать заявление о постановке на учет в десятидневный срок, и ответственность за нарушение этого срока распространяются на плательщиков Фонда социального страхования Российской Федерации с 18.08.99.

Таким образом, решение и постановление суда подлежат отмене. У суда кассационной инстанции имеется достаточно оснований для вынесения нового решения.

Факт пропуска срока подачи заявления о постановке на учет судом установлен, процессуальный порядок обращения в суд Фондом соблюден, штрафные санкции соответствуют законодательству.

Основания для освобождения ООО “НПП “Пушкинское“ от ответственности или ее смягчения судом не установлены, так как ООО “НПП “Пушкинское“ пропустило не только десятидневный срок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, но и тридцатидневный, установленный вышеназванной Инструкцией.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.06.2000 и постановление апелляционной инстанции от 29.08.2000 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11686/00 отменить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Научно-производственное предприятие “Пушкинское“ в доход бюджета штраф в сумме 5000 рублей и государственную пошлину в сумме 500 рублей за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Председательствующий

КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи

КОРПУСОВА О.А.

НИКИТУШКИНА Л.Л.