Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.10.2000 по делу N А56-5469/2000 Поскольку суд, удовлетворяя иск о взыскании с Минфина РФ денежных средств, направленных МУП на льготное лекарственное обеспечение военнослужащих, не учел норм законодательства, касающихся реализации Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, согласно которым финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот военнослужащим, производится органами власти, в системе которых предусмотрена военная служба, решение суда подлежит отмене.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2000 года Дело N А56-5469/2000

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Абакумовой И.Д., Бухарцева С.Н., при участии от муниципального предприятия “Фармация“ Озерной Т.А. (доверенность от 04.04.2000 N 26), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2000 по делу N А56-5469/2000 (судья Стафеева Т.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное предприятие “Фармация“ (далее - МП “Фармация“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (далее - Управление) о взыскании
8964,73 рубля, направленных на льготное лекарственное обеспечение.

Определением суда от 05.04.2000 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство обороны Российской Федерации и Военный комиссариат Ленинградской области.

Решением арбитражного суда от 07.06.2000 исковые требования с учетом ходатайства истца об их увеличении удовлетворены и с Управления взыскано 9859,93 рубля.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление просит отменить обжалуемый судебный акт в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.

Представитель МП “Фармация“, ссылаясь на законность судебного акта, просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

Управление и третьи лица о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ порядок финансирования расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.96 N 506 “О порядке формирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ следует, что финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот и компенсаций в соответствии с названным Законом, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год, и является строго целевым.

Согласно пункту 4 названного постановления Правительства финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот и выплатой компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной и фельдъегерской служб, а также пенсионерам
из числа указанных лиц, подвергшимся радиационному воздействию, производится федеральными органами исполнительной власти, в системе которых законодательством предусматривается военная служба, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации, Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на эти цели отдельной строкой в сметах расходов на их содержание.

Поскольку, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции не учел вышеизложенные нормативные положения и не дал оценку обстоятельствам, которые имеют существенное значение при решении вопроса о надлежащем ответчике, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть, что бюджетным законодательством, действовавшим до 01.01.2000, не было предусмотрено рассмотрение в арбитражном суде споров, связанных с выделением или перераспределением бюджетных средств. Следовательно, дело в части взыскания денежных средств, направленных на льготное лекарственное обеспечение, до 01.01.2000 может быть прекращено в соответствии с пунктом 1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В части исковых требований за период после 01.01.2000 суду следует учесть, что по настоящему делу предмет иска - задолженность по оплате компенсационных расходов по льготному обеспечению лекарственными препаратами, которую нельзя определять как убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

По настоящему делу разрешаемый судом спор вытекает из финансовых (бюджетных) правоотношений, в
связи с чем следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством. Поскольку предметом иска являются расходы, связанные с предоставлением льгот и выплатой компенсаций военнослужащим, суду также следует обратить внимание на то, что названные выплаты осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 3) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2000 по делу N А56-5469/2000 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий

ХОХЛОВ Д.В.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

АБАКУМОВА И.Д.