Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.08.2000 N А56-2114/00 Истец был вправе обратиться в суд с иском о внесении дополнений в договор на подачу и уборку вагонов, так как решение Правления Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте, устанавливающее сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов, является существенным изменением обстоятельств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 августа 2000 года Дело N А56-2114/00

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Скворцова О.Ю. и Чертилиной З.А., при участии от СЗГП “Промжелдортранс“ Зуевой Т.Н. (доверенность от 05.01.2000), от ЗАО “СВТ-Петербург“ Виноградова С.П. (доверенность от 11.08.2000 N 25), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО “СВТ-ЛОМО“ на решение от 06.04.2000 (судья Третьякова Н.О.) и постановление апелляционной инстанции от 23.05.2000 (судья Томпакова Г.Н., Королева Т.В., Барканова Я.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-2114/00,

УСТАНОВИЛ:

Северо-Западное государственное предприятие “Промжелдортранс“ (далее - СЗГП “Промжелдортранс“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области с иском к акционерному обществу закрытого типа “СВТ-ЛОМО“ (далее - АОЗТ “СВТ-ЛОМО“) о внесении изменений в договор на подачу и уборку вагонов от 01.02.95 N 30/1 путем включения дополнительных пунктов 12.8 и 12.8.1.

Решением от 06.04.2000 исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.05.2000 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ее податель просит отменить состоявшиеся судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

- Транспортный устав железных дорог Российской Федерации не предусматривает обязанность грузоотправителей и грузополучателей оплачивать содержание или пользование железнодорожными путями;

- истец не представил доказательства, которые послужили бы основанием для внесения изменения в договор на подачу и уборку вагонов в соответствии с требованиями статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- сборы за подачу и уборку вагонов установлены Прейскурантом N 10-01. Изменение размера платежей по прейскуранту не является основанием для внесения изменения в договор. Истец требует установления дополнительной платы для перечисления ее сторонней организации - Октябрьской железной дороге, не являющейся стороной по договору подачи и уборки вагонов.

В отзыве на кассационную жалобу СЗГП “Промжелдортранс“ просит оставить в силе состоявшиеся по делу судебные акты, считая их обоснованными и законными.

Решением Регистрационной палаты Администрации Санкт-Петербурга от 13.07.99 N 153891 в Единый городской реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей внесены соответствующие изменения по наименованию и учредительным документам АОЗТ “СВТ-ЛОМО“ в связи с переименованием АОЗТ “СВТ-ЛОМО“ в ЗАО “СВТ-Петербург“.

В соответствии со статьей 40 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция производит замену ответчика на ЗАО “СВТ-Петербург“.

В судебном заседании представитель ЗАО “СВТ-Петербург“ поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель СЗГП “Промжелдортранс“ с жалобой не согласился и просил оставить в
силе решение и постановление апелляционной инстанции.

Законность обжалуемых актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, между сторонами спора заключен договор на подачу и уборку вагонов от 01.12.95 N 30/1. При исполнении условий договора оказываются задействованы пути ПЧ-14, находящиеся на балансе Октябрьской железной дороги, протяженностью 2612 п.м, что не оспаривается сторонами спора.

Согласно пункту 11 договора оплата за перевозку грузов производится по согласованной сторонами калькуляции, которая является неотъемлемой частью договора. Данным договором не предусмотрена оплата за пользование железнодорожными путями ПЧ-14.

Правление Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте 25.12.98 опубликовало решение N 451-ж/д “Об утверждении Раздела Б “Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов“ (Прейскурант N 10.01 “Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки“), которым предусмотрена оплата за пользование подъездными путями.

В связи с вышеизложенным Октябрьская железная дорога и СЗГП “Промжелдортранс“ внесли дополнения в договор на эксплуатацию подъездного пути, заключенный между ними от 21.11.97 N 286/97, согласно которым СЗГП “Промжелдортранс“ уплачивает Октябрьской железной дороге за пользование подъездным путем 572 рубля 30 копеек в сутки в соответствии с пунктом 34 раздела Б Прейскуранта N 10-01.

СЗГП “Промжелдортранс“ обратилось к ЗАО “СВТ-Петербург“ о внесении дополнений в договор на подачу и уборку вагонов от 01.02.95 N 30/1, включив в договор пункты 12.8 и 12.8.1 об оплате 406 рублей 71 копейки в сутки за пользование участком подъездного пути протяженностью 2612 п.м, находящимся на балансе ПЧ-14, для дальнейшего перечисления этой суммы на расчетный счет Октябрьской железной дороги.

Расчет платы произведен истцом на основании пункта 34 раздела Б Прейскуранта N 10-01 пропорционально соотношению количества вагонов, прибывающих в адрес ЗАО “СВТ-Петербург“
с общим количеством вагонов, прибывающих в адрес всех обслуживаемых СЗГП “Промжелдортранс“ клиентов на этом участке пути за 10 месяцев 1999 года.

Кассационная инстанция считает, что решение суда об удовлетворении исковых требований, и постановление апелляционной инстанции, оставившей решение без изменения, обоснованны и законны.

СЗГП “Промжелдортранс“ вправе обратиться с исковым заявлением о внесении указанных дополнений в договор на подачу и уборку вагонов на основании статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как решение Правления Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте “Об утверждении Раздела Б “Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов“ (Прейскурант N 10-01 “Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки“) является существенным изменением обстоятельств.

С учетом вышеизложенного следует признать, что основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 174, 175 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 06.04.2000 и постановление апелляционной инстанции от 23.05.2000 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-2114/00 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества “СВТ-Петербург“ - без удовлетворения.

Председательствующий

НЕФЕДОВА О.Ю.

Судьи

СКВОРЦОВ О.Ю.

ЧЕРТИЛИНА З.А.