Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.06.2000 N А56-30680/99 При открытии бюджетных счетов своим клиентам, уже имеющим в этом банке бюджетные счета, у банка имелись документы (справки), подтверждающие постановку на учет в налоговом органе этих налогоплательщиков, поэтому у банка отсутствовала обязанность требовать от налогоплательщиков представления свидетельств о постановке на налоговый учет до открытия бюджетных счетов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 июня 2000 года Дело N А56-30680/99

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Клириковой Т.В., Кузнецовой Н.Г., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области Костаревой И.Ю. (доверенность от 27.04.2000 N 15-6073), от Центрального банка Российской Федерации в лице Сертоловского полевого учреждения Рябова Ю.Н. (доверенность от 19.06.2000), Ищенко С.А. (доверенность от 19.06.2000), от Управления федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Ленинградской области Воиновой Е.Н. (доверенность от 25.11.99 N 1/1926), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2000 по делу N А56-30680/99 (судья Петренко Т.И.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Центрального банка Российской Федерации 220000 руб. штрафа за нарушение порядка открытия счетов налогоплательщикам.

Решением суда от 28.03.2000 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 28.03.2000, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.

Проверив законность решения суда, кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка Сертоловского полевого учреждения Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) по вопросу правомерности открытия расчетных и иных счетов клиентам банка в период с 01.01.94 по 29.04.99. Результаты проверки отражены в акте от 20.05.99. Проверкой установлено, что Сертоловским полевым учреждением ЦБ РФ 12.01.99 двадцати двум организациям-налогоплательщикам открыты 22 бюджетных счета с признаком 7 для зачисления на них остатков средств федерального бюджета без свидетельства о постановке на налоговый учет в налоговом органе; счета закрыты 28.01.99. Полагая, что указанные действия полевого учреждения содержат признаки налогового правонарушения, за которое пунктом 1 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрена ответственность, налоговая инспекция постановлением от 18.06.99 N 16-6068 применила к Сертоловскому полевому учреждению ЦБ РФ ответственность в виде штрафа в размере 10000 руб. за каждый открытый с нарушением налогового законодательства бюджетный
счет. Всего сумма штрафа составила 220000 руб. Проверкой также установлено, что Сертоловское полевое учреждение ЦБ РФ в нарушение пункта 1 статьи 86 НК РФ не сообщило об открытии и закрытии указанных счетов в налоговую инспекцию. За это нарушение к банку ответственность не применялась.

Налоговой инспекцией не оспаривается, что 22 бюджетных счета с признаком 7 были открыты Сертоловским полевым учреждением ЦБ РФ клиентам - войсковым частям, уже имеющим бюджетные счета в этом учреждении банка, открытые до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, действовавшего до вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики также подлежали в обязательном порядке постановке на учет в налоговых органах. При этом банки и кредитные учреждения также открывали расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе. Проверкой охвачен период деятельности Сертоловского полевого учреждения ЦБ РФ с 01.01.94 по 29.04.99, и в акте проверки от 20.05.99 отсутствуют указания на существенные нарушения банком порядка открытия бюджетных счетов своим клиентам, установленного статьей 4 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. Следовательно, при открытии 22 бюджетных счетов с признаком 7 своим клиентам, уже имеющим в этом банке бюджетные счета, у Сертоловского полевого учреждения ЦБ РФ имелись документы (справки), подтверждающие постановку на учет в налоговом органе этих налогоплательщиков. В отношении войсковых частей N 20160 и 13821, а также Дома офицеров Агалатовского гарнизона такой вывод подтверждается и разделом 2 акта выездной налоговой проверки
от 20.05.99.

Согласно статье 83 НК РФ учет налогоплательщиков в налоговых органах производится в целях проведения налогового контроля. Заявление о постановке на учет подается организацией в налоговый орган по месту ее нахождения в течение 10 дней после государственной регистрации этой организации. Пунктами 1 и 2 статьи 84 НК РФ предусмотрено, что при подаче заявления о постановке на учет организация одновременно с ним представляет копии свидетельства о регистрации юридического лица, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации, а налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать свидетельство о постановке на учет. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит требований о повторной постановке на налоговый учет и получении при этом соответствующего свидетельства тех организаций, которые были зарегистрированы в установленном порядке в налоговых органах до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Не предусматривает Налоговый кодекс и периодическую выдачу налоговыми органами налогоплательщику свидетельств о постановке на учет при необходимости их представления в какие-либо органы или организации, в том числе и в банк.

Поэтому документы (справки, письма, свидетельства) о постановке на учет в налоговых органах, выданные налогоплательщикам налоговыми органами до 01.01.99, по мнению кассационной инстанции, следует рассматривать как надлежащие и подтверждающие исполнение налогоплательщиком обязанности по постановке на налоговый учет. Из изложенного следует, что при таких обстоятельствах у банка отсутствовала обязанность требовать от налогоплательщиков представления свидетельств о постановке на налоговый учет до открытия бюджетных счетов с признаком
7, так как налогоплательщики по требованию банка могли представить только копии тех документов, которые подтверждали постановку на налоговый учет и имелись в банке при открытии до 01.01.99 других бюджетных счетов.

При проверке законности принятого по делу решения кассационная инстанция не установила нарушения или неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а следовательно, решение должно быть оставлено в силе.

Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.03.2000 по делу N А56-30680/99 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Всеволожскому району - без удовлетворения.

Председательствующий

КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

КЛИРИКОВА Т.В.