Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 15.01.2004 N КГ-А40/10941-03-1 Уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 15 января 2004 г. Дело N КГ-А40/10941-03-1“

(извлечение)

Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 февраля 2003 года Открытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк “СбС-АГРО“ (ОАО АКБ “СбС-АГРО“) признано несостоятельным (банкротом) как ликвидируемый должник, в отношении него открыто конкурсное производство, функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию “Агентство по реструктуризации кредитных организаций“ (ГК “АРКО“).

Государственное учреждение Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ Калужское региональное отделение ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием от 21 апреля 2003 года N 01-13/04/1919 о
включении в реестр требований кредиторов должника его требований в размере 209790 руб. 59 коп., из которых 2276 руб. 32 коп. задолженность по уплате страховых взносов и 297514 руб. 27 коп. задолженность по уплате страховых взносов, неисполненных Банком по платежным документам клиентов.

Определением от 04 августа 2003 года во включении в реестр требований кредиторов ОАО АКБ “СбС-АГРО“ требований ГУ Калужское региональное отделение ФСС РФ в размере 209790 руб. 59 коп. отказано.

Суд исходил из того, что требования предъявлены лицом, не имеющим права на предъявление требований об уплате обязательных платежей, поскольку в соответствии со статьей 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ требования по обязательным платежам предъявляются уполномоченным органом, каковым является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 года N 100. При этом суд руководствовался статьями 32, 100, 142 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“.

В суде апелляционной инстанции законность данного судебного акта не проверялась.

Не согласившись с определением от 04 августа 2003 года, ГУ Калужское региональное отделение ФСС РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение отменить в обжалуемой части и принять новый судебный акт об удовлетворении его требований.

Жалоба мотивирована тем, что Правительство Российской Федерации определяет порядок объединения и представления требований по уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах банкротства согласно Положению о предъявлении требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 218. Однако в приложении N 2 к указанному Положению Фонд социального страхования Российской Федерации не значится.

В этой связи заявитель полагает, что на основании абзаца 6 статьи 2 и статьи 100 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ Фонд социального страхования Российской Федерации вправе самостоятельно предъявить свои требования в деле о банкротстве и в процедурах банкротства.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо абзаца 6 статьи 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) имеется в виду абз. 7 ст. 2 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

В заседании суда кассационной инстанции представитель ГУ Калужское региональное отделение ФСС РФ поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Конкурсный управляющий должника, надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, своего представителя в суд не направил, отзыв на кассационную жалобу не представил.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя заявителя жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей представляют уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 года N 100 “Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих“ установлено, что уполномоченным органом, представляющим
в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству.

Требования, предъявленные ГУ Калужское региональное отделение ФСС РФ по задолженности ОАО АКБ “СбС-АГРО“ по страховым взносам, относятся к обязательным платежам. Следовательно, представлять эти требования должны уполномоченные органы, каковым заявитель не является.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в данном случае требования предъявлены лицом, не имеющим право на предъявление требований об уплате обязательных платежей. Нарушений норм материального права в данном случае судом первой инстанции не допущено.

Довод заявителя о том, что поскольку в приложении N 2 к Положению о предъявлении требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 218 “О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства“ Фонд социального страхования Российской Федерации не содержится, то заявитель вправе самостоятельно обращаться со спорными требования в арбитражный суд и к конкурсному управляющему должника, является несостоятельным по следующим основаниям.

Положение о предъявлении требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 218 “О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства“ разработано в целях подачи уполномоченным органом заявления о признании должника банкротом, объединения и представления требований об уплате обязательных платежей
и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, координации деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, учета мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при определении позиции федеральных органов исполнительной власти как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур банкротства.

Статьей 9 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ от 05 августа 2000 года N 118-ФЗ установлено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, требования о взыскании страховых взносов к должнику согласно вышеуказанной норме права уполномочены предъявлять налоговые органы Российской Федерации.

В пункт 5 приложения N 2 (перечень федеральных органов исполнительной
власти и иных органов, которым направляется уведомление) к Положению о предъявлении требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 218 “О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства“, включено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (его территориальный орган), следовательно, указанным Положением урегулирован вопрос представления требований Фонда социального страхования Российской Федерации в делах о банкротстве.

При таких обстоятельствах жалоба ГУ Калужское региональное отделение ФСС РФ по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в обжалуемой части.

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 12 января 2004 года.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 287, 289 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 04 августа 2003 года по делу N А40-2421/03-101-4Б Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ Калужское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.