Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.10.1999 N А56-10627/99 Поскольку налоговой инспекцией соблюден трехлетний срок давности при вынесении решения о применении финансовых санкций за занижение налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, судом правомерно удовлетворены исковые требования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 1999 года Дело N А56-10627/99

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Клириковой Т.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от Госналогинспекции по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Горбенко В.С. (доверенность от 24.09.99 N 01/23185), от государственного унитарного предприятия “Октябрьская железная дорога“ Васильева А.В. (доверенность от 18.12.98 N НЮ-11/315), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Госналогинспекции по Адмиралтейскому району Санкт-Петербургу на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.99 по делу N А56-10627/99 (судьи Загараева Л.П., Королева Т.В., Орлова Е.А.),

УСТАНОВИЛ:

Госналогинспекция по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с государственного унитарного предприятия “Октябрьская железная дорога“ 66032 рублей 30 коп. финансовых санкций, предусмотренных подпунктом “а“ и третьим абзацем подпункта “б“ пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“: за занижение налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, подлежавшего уплате во 2-4-м кварталах 1993 года, в 1994 и 1995 годах, - по решению от 25.04.96 N 13/6120; за занижение налога с владельцев транспортных средств, подлежавшего уплате в 1996 году, и за несвоевременное представление расчета по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов - по решению от 31.10.97 N 13/20558; за несвоевременное представление расчета по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов за 4-й квартал 1997 года - по акту от 04.03.98 N 25.

Решением от 25.05.99 иск удовлетворен частично, в сумме 13189 рублей 76 коп. В остальной части иска отказано на основании пункта 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Применив положения названной нормы, суд взыскал штрафы в размере, предусмотренном пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции от 02.08.99 решение суда первой инстанции изменено. Иск удовлетворен в части требования о взыскании 243 рублей 50 коп. штрафов (с учетом положений пункта 3 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации) по решению налоговой инспекции от 31.10.97 N 13/20558 и по акту от 04.03.98 N 25. Во взыскании санкций по решению от 25.04.96 N 13/6120 отказано со ссылкой на пропуск налоговой инспекцией трехгодичного срока привлечения налогоплательщика к ответственности, установленного статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В кассационной жалобе Госналогинспекция по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению налоговой инспекции, по решению от 25.04.96 N 13/6120 ответчик своевременно привлечен к ответственности с учетом законодательства, действовавшего в период проведения проверки и вынесения решения. На момент принятия решения - 25.04.96 - срок давности для привлечения юридического лица к ответственности согласно статье 24 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ составлял 6 лет с момента образования недоимки. В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ положения части первой Налогового кодекса применяются к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Инспекция ссылается также на неправомерное неприменение апелляционной инстанцией положений пункта 2 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, спорным решением от 25.04.96 N 13/6120 налогоплательщик привлечен к ответственности за занижение налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, подлежавшего уплате во 2-4-м кварталах 1993 года, в 1994 и 1995 годах.

Иск о взыскании штрафа по вышеуказанному решению заявлен в марте 1999 года.

Принимая решение об отказе во взыскании штрафа по решению от 24.05.96 N 13/6120 ввиду пропуска срока давности, установленного статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция неправильно применила нормы, содержащиеся в названной статье.

В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации.



Принимая во внимание положения статей 101 и 104 Кодекса, в соответствии с которыми решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается налоговыми органами по результатам рассмотрения материалов проверки, а взыскание санкций по иску налогового органа производится судом в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации, суд должен проверить соблюдение налоговой инспекцией установленного статьей 113 НК РФ трехлетнего срока давности на дату вынесения решения о применении финансовых санкций, учитывая правила исчисления срока давности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных в данном случае статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно - со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Согласно статье 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ и пункту 4.2 Положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, утвержденного распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 28.01.94 N 66-р “Об утверждении положений о местных налогах“ (с изменениями и дополнениями, внесенными распоряжением от 19.05.94 N 504-р), плательщики налога представляют в налоговые органы ежеквартальные налоговые расчеты в сроки, установленные для представления квартального (годового) бухгалтерского отчета, и уплачивают налог по этим расчетам (квартальным) в пятидневный срок со дня, установленного для представления расчета. Сумма налога исчисляется поквартально нарастающим итогом исходя из объема реализованной продукции (работ, услуг). Действовавшая до 19.05.94 редакция пункта 4.2 Положения предусматривала уплату налога ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, и не содержала нормы об исчислении налога нарастающим итогом.

Налоговая инспекция проводила проверку правильности исчисления налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, подлежавшего уплате во 2, 3 и 4-м кварталах 1993 года и в 1994-1995 годах, в апреле 1996 года, когда истек срок сдачи расчетов (деклараций) по налогу по итогам 2, 3, 4-го кварталов 1993 года, 1994 и 1995 годов. Следовательно, проверяемым налогооблагаемым периодом должен являться год.

Трехлетний срок давности привлечения к ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за занижение налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 2-й квартал, 3-й квартал и 4-й квартал 1993 года начинает течь 01.07.93, 01.10.93, 01.01.94 и заканчивается соответственно 01.07.96, 01.10.96 и 01.01.97, за занижение налога за 1994 год - соответственно 01.01.95 и 01.01.98, за 1995 год - 01.01.96 и 01.01.99.

Решение о привлечении к ответственности принято 25.04.96, то есть в пределах установленного статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетнего срока.

Учитывая, что налоговой инспекцией соблюден трехлетний срок давности при вынесении решения от 25.04.96 N 13/6120 о применении финансовых санкций за занижение налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы во 2, 3 и 4-м кварталах 1996 года, в 1994 и 1995 годах, то есть за нарушение, предусмотренное подпунктом “а“ пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, состав которого соответствует составу, установленному статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 6) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.99 по делу N А56-10627/99 отменить.

Оставить в силе принятое по этому делу решение суда первой инстанции.

Взыскать с государственного унитарного предприятия “Октябрьская железная дорога“ в доход федерального бюджета 460 рублей 62 коп. госпошлины за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.



НИКИТУШКИНА Л.Л.